
В общении практически всегда используется какая-либо форма переговоров. Для большинства людей это не вызывает затруднений и не требует приложения дополнительных усилий, но правительства и большие компании берут на работу сотрудников обученных ведению переговоров. Опытный переговорщик принимает во внимание цели, альтернативы, баланс сил, возможные или ожидаемые результаты и последствия.
Доска для игры в го это тоже место для «переговоров», на котором встречаются все вышеперечисленные ингредиенты. Один из особых примеров – фурикавари, ситуация в которой противнику отдается территория или группа камней в обмен на его территорию или группу.
Д.1. Это партия между двумя го игроками 8-го дана. Shinichiro Okada (черные) и Shinya Nakamura. В этой партии произошли большие стратегические фурикавари. Первое фурикавари случилось наверху слева. Игрой до хода 24 черные построили влияние слева, но их камень 15 оказался в неприятном положении. Тем не менее, черные вторглись 25, чтобы попытаться отнять угол у белых. Белые сопротивляются 28 и 30, предлагая фурикавари, показанное на R.1. Ходом 31 черные хотят сделать фурикавари приятнее для себя и предлагают вариант, показанный на R.2. Белые отклоняют это предложение ходами 32 и 34 снаружи, а черные забирают угол 31 и 33. Черные ходом 35 предлагают еще одно фурикавари – вторжение белых в районе «А» на прыжок черных в районе «В».

R.1. В этот момент черные могут разрезать 1. Белые забирают угол и захватывают два отмеченных камня ходом 2, а черные два отмеченных камня белых ходом 3. Вероятно, это взаимовыгодный обмен, но белые могут разрушить его устроив обмен б.«А» на ч.«В» до хода 2.
R.2. В ответ на ход ч.1 белые могут получить угол ходами 2 и 4, но в этот момент пропадает обмен «А» на «В», и после хода ч.5 черные могут форсировать обмены «В» на «D» и «С» на «Е». Это несколько лучше для черных, чем на R.1.

Д.2. Зона черных на правой стороне огромна и белые должны что-то с этим делать. Они проводят подготовительную операцию 40, 42 и 44 перед тем как вторгнуться 46. После хода 54 черные могут устроить ко борьбу ходом «А», за которым последует б.58 и ч.«В», но у белых много ко угроз начиная с «С», на которую придется отвечать «D», потом «Е» с ответом «F» и еще одна «G». До хода 60 белые все сделали хорошо, но черные получили компенсацию 59 и 61 и построили внушительную стенку направленную наружу. Благодаря ей они вторглись 65, 67. Ходом 77 черные гарантируют себе жизнь в этой области. Это еще один тип фурикавари, когда белые выжили в зоне черных и позволили выжить черным в зоне белых. В нижнем левом углу произошло еще одно фурикавари после хода черных 81. Черные еще укрепили себя на нижней стороне, а белые отрезали камень ходами 78 и 80, а затем вторглись 82. Ход 83 послужил причиной проигрыша партии черными. Мы продолжим разбор этой партии на следующей неделе.

Решение задач прошлой недели

S.1.A. Это результат ходов задачи прошлой недели, но в ином порядке. 1-4 джосэки, но обмен 5 на 6 плох для черных , т.к. устраняет слабость белых в точке «А» и создает слабость у черных «В», которую они должны защитить ходом в «С». Таким образом, без отмеченных камней результат плох для черных. А как его оценить в присутствии отмеченных камней?
S.1B. И с этими камнями результат плох для черных. Что будет, если белые сыграют первыми в этом месте? Они смогут уйти 1 и 3. Если черные сделают ход 2 в 3, то белые разрежут 2, что будет ужасно для черных. Это дает белым привлекательный результат, а черные еще должны будут сделать ход в районе «А». Черные могут играть и «В», на что последует ответ «С» и черные сыграют «D». Результат приемлемый для черных.
S.1C. Но белые имеют возможность сыграть 1. Ответ черных 2 обычно самый хороший с точки зрения безопасности, но следует изобретательный ход белых 3. После б.5 у черных нет выбора, кроме соединения 6. Это хороший результат для белых. Иными словами отмеченный камень белых не потерян и остается плохое адзи у черных.
S.2. Ход черных 1 – правильный. Лучшим ответом белых будет 2, но после хода 3 у белых не хватает дамэ и после хода черных 5 они не могут захватить ходом «А». Если белые займут пункт «А», то поставят свою группу в атари и черные захватят ее ходом в ту точку в которой стоял их захваченный камень 3.
R.3. Разрезание 1 – ошибка. После хода 4 черные должны соединиться «А», иначе белые сами сыграют в эту точку, и черные не смогут сохранить два своих камня. Это означает выживание белых ходом 6.
R.4. Кажется, что ходом 1 черные занимают жизненно важную точку, но такой ход возвращает нас к R.3. Понятно, что белые сыграют в «А» и выживут.
R.5. Ходы черных 1 и 3 хорошо смотрятся, но белые устраивают ко. Это не самый лучший вариант.

Новая задача
Посмотрите на Д.2. Два белых камня в углу несут адзи, т.е. они могут создать черным проблемы. Попытайтесь установить, почему играть 83 плохо и найти лучший ход. Найдите так же и лучший ответ белых на ход 83.
31 января 2007
Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)