
Го игроки любят сравнивать партии с жизнью. Действительно, партии в го состоят из большого количества ходов, полны ловушек, падений и взлетов. Часто вы теряете почву под ногами от эйфории или чувства безысходности. Цените эти чувства, но не попадайте в зависимость от них. Важно обращать внимание на цель и пытаться находить лучшие ходы. Сильнейшие профессионалы никогда не сдаются и есть много примеров партий, проигранных на ранней стадии, но выигранных в конце. Сегодня мы продолжим разбор такой партии.
Д.1 (ходы 1-34 представляют ходы 75-108 в партии. 18, 21, 24, 27 – ко). На прошлой неделе мы начали обсуждать недавнюю партию в лиге Кисэй между О Риссэем (белые) и Юки Сатоси. В ответ на 1 ход 2 является первостепенным. Белым так же хочется сыграть 3, но ход 2 создает давление на черную группу и к тому же укрепляет собственные камни. Ход 7 грозит разрезанием «А», б.«В», ч.«С», так что белые должны защититься 8, позволяя черным скользить 9. Ход белых 10 неожиданный, так же как и 14. Игра белых в «D», ч.15, б.«Е» кажется опасной, но после обмена ч.«F» на б.«G» у черных нет проблем с построением глаз. Обычно черные соединяются 10 после атари белых 16, но черные упрямы и играют 17. Таким образом, с захватом б.18, ситуация обернулась ко борьбой. Черные наносят ко угрозу 19, белые отвечают 20, черные пробивают ко 21 и так далее. Ко борьба заканчивается, когда черные пробивают 29, игнорируя ход белых 28. Далее, белые убивают отмеченные камни черных ходом 30, что приносит им более сорока очков.

Д.2 (ходы 33-66 соответствуют ходам 109-140 в партии). Ход ч.35 огромен и претендует на всю нижнюю левую четверть доски. Белым нужно уменьшить претензии черных. Ходы 36 и 38 – кикаси, или хорошие форсирующие ходы. Ход 40 – корректен, глубже ходить опасно. См. R.1. Черные защищают угол 43, а белые превращают влияние в территорию 44, 46 и 48. Однако, перед тем как сыграть таким образом, белым следовало сделать обмен «А» на «В» и б.«С» на ч.«D», т.к. после них всегда можно успеть сыграть б.«Е», ч.«F» в сэнтэ. Подтекст этих ходов не сразу понятен, но когда черные форсировали 49-53 и сыграли 55, становится видно, что белый камень в «Е» позволил бы белым сходить 63. Следовательно, если бы был сделан обмен «А» на «В», то черные сыграли бы не 63, а 55, оставляя зияющую дыру в пункте 55. Белые пренебрегли этим обменом, и после окружения черными 55 отмеченных камней черные слегка впереди. Им следовало усилить преимущество сыграв 60, что вызвало бы ответ «G», до хода 59. Белые сыграли 60, 64 и 66 чтобы набрать немного очков. В конце партии черные пропустили несколько ёсэ возможностей, а белые не упустили шанса и выиграли с перевесом в половину очка.

R.1. После форсирующих ходов 1 и 3 ходить 5 белым опасно. После ответа ч.6 белые не могут соединиться 7 и 9. После хода ч.10 белые не смогут выжить.

Решение задачи прошлой недели

S.1A. Ход белых 1 хороший. Что будет, если черные захватят 2?
S.1B. После того, как захваченные камни белых будут сняты с доски возникнет новая ситуация. Теперь белые вбрасывают камень 3. Если чернее строят глаз 4, то ходами 5 и 7 белые закрывают второй глаз. Из-за недостатка дамэ (дамэдзумари), черные не могут сопротивляться, делая ход 6 в 7, что поставит их камни в атари.
S.2A. После обмена б.1 на ч.2 следующим ходом в серии будет б.3. Если черные играют 4, то ходы белых 5 и 7 завершают операцию по уничтожению. Черные находятся в атари, но не могут играть в «А» (см. R.2). Если черные сыграют «В», то белые захватят ходом «С». Глядя на эту диаграмму, не радуйтесь тому, что вы нашли решение, правильный ответ будет на диаграмме S.2C.
S.2В. А что вы скажете про ходы черных 4 и 6? Белые просто соединяются 5 и 7. Перед черными стоит выбор – играть «А» или «В», но что бы они ни выбрали, белые сыграют в оставшуюся точку. В любом случае пункт «С» станет ложным глазом (т.е. в последствии белые смогут закрыть все внешние дамэ, заставить черных занять пункт «С») и черные погибли.
S.2C. На самом деле решение несколько сложнее. На ход белых 3 лучшим ответом будет ч.4. Белые не могут играть «А», т.к. после ч.«В», б.5, ход черных 6 наносит атари трем камням белых. Следовательно, белые теперь должны сыграть 5 и 7. Черные могут сопротивляться и не проглатывать приманку, а играть 8. Теперь белые захватывают «С» и начинают ко борьбу. Это лучшая последовательность за двух игроков и правильным ответом на эту задачу будет ко борьба.
R.2. Отмеченные камни черных находятся в атари, но захват отмеченного белого камня ходом 1 не помогает. После того, как белый камень будет снят с доски (расставьте позицию на реальной доске), отмеченные черные камни останутся (или снова попадут) в атари. Белые смогут сделать ход в то место, где был их отмеченный камень, закроют последнее дамэ черных и захватят отмеченные камни черных.
Новая задача

Задача 1. Опытные игроки знают последовательность 1-4 как начало сложнейшего джосэки носящего имя тайся и имеющего сотни вариантов. Иногда, неопытные игроки пытаются упростить ситуацию, играя 8-12 если лестница в их пользу. Для черных правильным следующим ходом будет «А». Но камни 13 и 15 выглядят неспособными к сопротивлению. Как белым наказать черных?
20 декабря 2006
Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)