Волшебная игра го

Спортсмены, которые соревновались на Олимпиаде в Солт Лэйк Сити, годы интенсивно тренировали свое тело и волю для того, чтобы показать лучшие результаты. На чем они сосредотачивались во время тренировок? Обычно, на стиле, проворности, силе и стойкости.

Качественно это не отличается от того, над чем работают игроки в го. Отличие в том, что го больше сосредоточено на мыслительных аспектах, нежели на физических. В го стиль, форма, безупречная способность к счету вариантов и, естественно, сила мысли и гибкость составляют основу качества игры.

Тоби, косуми, кейма

Дзиро Акияма (Jiro Akiyama), 24х летний 7 дан и Кимо Ямада (Kimio Yamada), 29 ти летний 8 дан, серьезно занимались игрой в го 10 и 14 лет соответственно. Оба начали играть задолго до того, как пошли в начальную школу. В партии, показанной на D.1 и D.2 Akiyama (черные) и Yamada демонстрируют, насколько серьезное значение они придают стилю и формам, и насколько хорошо они могут просчитывать варианты. На прошлой неделе мы видели тоби (прыжок через один пункт) сыгранный для того, чтобы расширить территорию и защитить ее. См. R.1. и R.2.

Иногда косуми (ход по диагонали) предпочтительнее, т. к. он прочнее и не подвержен разрезанию. С другой стороны он лишен гибкости. См. R.3 и R.4.

diagram1

D.1. В партии, после защиты черными угла ходом 1, белые сыграли 2 (см. S.3), а черные противопоставили 3. Вспыхнула жестокая борьба, продолжавшаяся с 14 по 21 ходы. Но основная цель — власть в центре, созданная ходом 22. Заметим, что вместо хода 12 белые могли бы разрезать 17 и захватить камни черных 9 и 11, но при этом они теряли два свои камня 2 и 6. Еще обратим внимание на то, что черные закончили обмен 14-21 в готэ. По сути, после хода 22 результат партии предопределен, белые захватили инициативу в центре.

diagram1

D.2. Черные соединили свои камни ходами 23-27. Белые разрушили часть черного мойо ходом 28, потом заставили черных соединиться 35. Между тем, белые двинулись в центр 28, 30 и 32. Белые ходом 36 укрепили свои связи в центре и продвинулись в глубь мойо черных. После этого хода, черные уже совсем не имеют надежд на победу в партии. Партия продолжалась еще около 100 ходов но, по сути, была проиграна на 22м ходу.

R.1. Черные сыграли тоби 1, чтобы защититься и от вторжения «А», и от хода «В», который уменьшил бы их сферу влияния. Это тоби так же расширяет территорию черных, а третья его цель — подготовка вторжения в «С». Белые немедленно ответили 2, еще одно тоби, которое и поддерживает угрозу вторжения «А», и предотвращает вторжение в угол.

refe1,2,3

R.2. В ответ на ход черных 1, белые сыграли 2, что не дает черным сыграть тоби в этом месте. Ходы черных 3 и белых 4 тоже тоби. Белые защитились от последовательности ч.«А», б.«В», ч.«С», б.«D» и ч.«Е», которая разрезала бы их. К тому же ход белых «F» был бы хорошим, т. к. предотвращает расширение позиции черных от угла.

Эти два примера иллюстрируют некоторые способы использования тоби. В общем, можно сказать, что тоби порождает хорошую, прочную и одновременно гибкую форму.

R.3. Через несколько ходов после того, как белые сыграли отмеченным камнем, черные сыграли косуми 1. Этот ход исключил возможность вторжения «А», и готовит вторжение «В» или «С». Сначала белые защитились, сыграв косуми 2, на что черные должны были ответить 3 (ход черных «D» выглядит форсирующим, но он лишает черных возможности вторжения в угол), а потом сыграли еще одно тоби 4, с целью усиления угла.

R.4. Ход черных 1 — косуми, которое обеспечивает прочную связь между камнями, но это так же и медленный ход. Обычно, лучше играть тоби, прыжок через один пункт в «А».

sol1-refe4

Задача 1. В процессе яростной схватки от хода белых 6, до хода черных 21 на D.1, черные в какой-то момент потеряли инициативу, позволив белым ходом 22 погасить влияние черных в центре. Сможете ли вы найти комбинацию ходов, которая позволит черным взять инициативу в центре в свои руки, но такую, которая не ведет к потере камней в верхнем правом углу?

Решение задач прошлой недели

S.1. Клещи черных 1 — опасный ход, но благодаря наличию отмеченного камня (тоби), белые окружают группу черных и уничтожают ее ходами до 14. Без отмеченного камня черные могли бы разрезать «А», и тогда позиция белых разваливается.

sol2,3,4

S.2. В позиции такого типа, с двумя отмеченными камнями черных расположенными по третьей линии на расстоянии пяти пунктов друг от друга, ход 1, обычно правильное вторжение. Черные вынуждены прыгнуть 2, давая белым возможность устроить обмен 3 на 4 перед прыжком в центр, например, «В». Проблема в том, что в таком варианте черные всегда могут соединить свои камня ходом «А». Иными словами, вторжение 1 несколько мягкое.

S.3. Ход белых 1 проводит границу между черным мойо слева и белым мойо справа. Естественно, он и грозит разрезать кейму черных. Но, если черные пассивно защитятся 2-6, они так же проиграют партию. К этому же привел и ход 6 на D.1.

S.4. После партии, Акияма сказал, что ему следовало играть косуми 1. Отмеченный камень слева несколько слаб, но это не существенный камень. Белые могут попытаться разрезать 4-8, но ход черных 9 хороший, он готовит тэсудзи ч.«А», за которым последуют ходы б.«В», ч.«С», и б.«D». В другом варианте черные могут нацеливаться на ход «Е» и ханэ (диагональное соединение) «F». Усилив свои камни, черные могут вторгаться «G», объединив этот ход с клещами из S.1. Иными словами, такой вариант влечет опасности для белых, а не для черных.



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика