Волшебная игра го

Каждый год шесть игроков получают статус профессионалов. С этой точки зрения нет ничего необычного в том, что Ияма Юта (Yuta Iyama) стал профессионалом. Но нужно знать, что он еще учится в начальной школе, и ему только 12 лет. Это не рекорд. В 19м веке Хонинбо Сюсаку, величайший гений го, получил профессиональный дан в возрасте 10 лет.

Большинство игроков становившихся профессионалами в возрасте до 14 лет выигрывают титулы, и наоборот, правда то, что большинство обладателей титулов становились профессионалами до того, как им исполнилось 14 лет.

Йосэ

Несколько недель тому назад мы начали изучение заключительной стадии партии в го. Мы усвоили, что один из самых важных принципов состоит в разнице между сэнтэ (ходом, который удерживает инициативу заставляя противника отвечать на него) и готэ (ходом, в результате которого теряется инициатива). Разница еще более значительна между обоюдным сэнтэ и обоюдным готэ. Естественно, важно и очки считать.

Задача 1. Черные начинают и выигрывают партию (без коми). Важно помнить об удержании сэнтэ.

prob1,sol1,refe1

S.1. Сначала черным нужно играть 1 и 3, так как ханэ тэсудзи (диагонально связанные камни и их соединение) — обоюдное сэтэ. Этими ходами черные удержали инициативу до конца партии и выиграли два очка. Ходом 17 черные зарабатывают последнее очко (в действительности, они не позволяют белым взять дополнительное очко). Ходы 18-21 имеют нулевую ценность, и сделаны для того, чтобы закрыть дамэ, области, которые не приносят очков.

R.1. Для сравнения. Если черные начинают с ходов 1 и 3, с виду тоже сэнтэ, то белые не ответят, а сыграют 4-6, ходы, которые являются обоюдным сэнтэ. Если партия пройдет по этому пути, то белые выиграют два очка. Как можно видеть, разница в 4 очка, и именно такова стоимость данного обоюдного сэнтэ.

R.2. Что произойдет, если черные пренебрегут принципом «сначала сэнтэ ходы, а потом готэ»? До хода 10 партия развивалась по сценарию S.1, но потом черные отклонились от курса и сыграли 11. На данной стадии партии это не сэнтэ. Белые воспользовались возможностью и отыграли сэнтэ 12-14, лишив черных возможности сыграть сэнтэ в этом месте. Белые потеряли одно очко в центре, но получили 3 очка на левой стороне. Партия закончилась вничью (дзиго).

Задача 2. Черные начинают и выигрывают партию (без коми). В этой позиции нет сэнтэ ходов, так что подсчет становится самым важным делом.

prob2,sol2,refe2

S.2. В этой позиции шесть локальных йосэ позиций, и все они готэ. В таком случае, всегда нужно разыгрывать самую дорогую. Ход черных 1 стоит семь очков. Это самый большой ход, и черные должны делать его в первую очередь. Затем каждая сторона делает самый дорогой из оставшихся ходов. Ход б.2 стоит шесть очков, ч.5 — пять очков, б.6 — четыре очка, ч.7 — три очка и, наконец, б.8 стоит два очка. Ходы 9-13 закрывают дамэ.

R.3. Что будет, если черные посчитают неправильно? Например, если черные соединят три свои камня, обосновав это тем, что сохранить три камня лучше, чем сохранить один свой и захватить два камня противника. Что произойдет? Если партия будет продолжаться в том же ключе, то она закончится вничью. Как вы видите, разница в стоимости розыгрыша двух локальных ситуаций влияет на результат партии.

Задача 3.

Черные начинают и выигрывают (без коми). Эта интересная задача демонстрирует важность соотношения сэнтэ-готэ. На доске одна локальная ситуация с сэнтэ и шесть готэ. Ответ в следующей статье.

dia1,prob3,refe3

Партия между Ияма и Ямада

Д.1. Это первая партия, которую Ияма Юта играл в статусе профессионала. Его соперником был Ямада Кимио 8 дан, игравший белыми. В качестве компенсации за разницу в силе игры черные получили 5 очков обратного коми. Обратное, потому что не черные дали обычные 5 с половиной очков в качестве компенсации за право первого хода, а белые. Иными словами, черные могут набрать на доске на 4 очка меньше белых, и партия будет засчитана в их пользу.

Ходы 1-5 строят низкое китайское фусэки, любимое фусэки агрессивных молодых игроков. Ход черных 17 грозит устроить большое мойо (сферу влияния) на правой стороне и белые должны уменьшить его ходом 18. Ходы 21 и 23, а затем и 27 превосходны для атаки вторжения белых издалека — таков типичный подход профессионалов при отражении вторжения. Ход ч. 29 несколько медленный (см. R.4).

После ходов белых 30 и 32 атака, как показано на R.4, оказалась не столь эффективна, но ход 33 через чур хорош. Его следовало делать в «А» угрожая ходом «С». В этом случае белые должны были бы защититься в «В», вместо сделанного с действительности хода 36 в партии.

R.4. Черные должны были играть 1, за чем последовал бы ход белых 2 и разрезание 3. Если белые ответят 4, то черные эффективно разрежут белые камни ходом 5. Обратите внимание на роль хода 1 в этом случае. Если черные сначала разрезают 3 и 5, а потом играют 1, то белые не станут соединяться 1, а соединятся бамбуком «А».

dia2,refe4

Д.2. Ход 45 — профессиональный подход. Захват черными камня белых 42 ходом в 46 позволил бы белым занять угол, а черным создал бы плохую форму. Ход белых 46 кажется излишне активным, но он тестирует навыки черных. В конце концов, черные нарвались на неприятности, т. к. соединились 55 в ответ на б.54. Этот обмен позволил белым защититься 56 и вытянуть свои камни комбинацией 58-66. Черные сделали еще 80 ходов, но шансов у них уже не было. Черные сдались.



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика