Волшебная игра го

Ноябрь 2001 года

Нихон Киин — японская национальная го организация, публикует еженедельную газету с названием Shukan Go (Еженедельное го), которая, обычно, на первой странице обложки сообщает о последних партиях титульных матчей, а на последней о других интересных партиях. В газете несколько статей, основная, новости о важных титульных партиях, статистика, такая как средний счет по партиям сильнейших игроков, множество партий показанных по телевидению и задачи для игроков разного уровня игры.

На этой неделе, однако, одна статья выделилась среди других. Это статья о 2-м Fuji Cup Igo Meet прошедшем 29 октября в Фудзи, префектура Shizuoka. Триста детей и их учителя из 20 заведений, включая детские сады и дневные детские сады, со всей страны приняли участие в этом мероприятии. Большой неожиданностью в этом году было даже не количество участников, а посещение и реальное участие Императора и Императрицы. Руководил встречей снова Ясуда Ясутоси (9 дан в Нихон Киин), который энергично руководит движением по распространению го среди детей при помощи нестандартных способов обучения.

Для этого мероприятия были изготовлены гигантская доска для игры в го с огромными, сделанными из бумаги дынями и мандаринами вместо камней. Как только камень (дыня или мандарин) оставались с единственным дамэ (т. е. оказывались в атари), доктор и медсестра подходили для проверки состояния здоровья. Когда камень лишался последнего дамэ, доктор объявлял факт смерти и уносил камень с доски. Такая драматизированная интерпретация обеспечила прекрасную зрелищность.

Основы понятия территории

Уменьшение размера доски до 5×5 или 7×7 позволяет почти полностью просчитать каждую возможную ситуацию. Начинающие, для того, чтобы им было проще разобраться в концепции территории, могут доиграть партию, показанную на Д.1 и Д.3.

Д.1. И у черных, и у белых по два камня. Черные ходят первыми. Кто выиграет? Дополнительным правилом можно установить, что черные дают белым два очка (коми) в качестве компенсации за первый ход.

dia1,2,3

Д.2. Ходы одной из возможных партий приведены на этой диаграмме. Не захвачено ни одного пленного, так что посчитать территорию просто. У черных 14 очков, против 11 у белых. Вместе с коми в 2 очка черные выиграли одно очко.

Естественно, что возможных вариантов много, и не обязательно черные выиграют все партии или один ход или комбинация приводит к победе. При игре между игроками равной силы черные должны давать коми белым как компенсацию за право первого хода, например два очка. Для доски размером отличающимся от 19×19 не найдено правильного коми. Обычное коми для стандартной доски составляет 5 с половиной очков (прим. переводчика. С 2005 года коми принято 6.5 очков).

Д.3. Поняв основы образования территории на доске 7×7, переходите к доске 9×9. Количество вариантов растет как взрыв. Вы сможете наслаждаться игрой целый день, играя партию за партией.

dia4,pro1,2

Д.4. Ходы до 32 составляют одну из возможных партий. Отметим, что ходы 28-32 не приносят очков, но необходимы для заполнения нейтральных пунктов, а ход 31 необходим для защиты, т. к. иначе черные камни будут захвачены ходом белых в 31. В этом примере у черных 23 очка, а у белых 20. Если коми 2 очка, то черные выиграли одно очко.

Задача 1. Черные начинают и выигрывают партию (без коми).

Задача 2. Черные начинают и выигрывают партию (без коми).

Решение задачи прошлой недели

На прошлой неделе была поставлена задача — подумать о подходящих альтернативах. Нечто похожее на приведенные варианты правильно.

last week:sol1,2

S.1. В партии черные могли сыграть 3 (вместо разрезания 4). После соединения б. 4 черные почти обязаны сыграть 5. Далее, возможны ходы до 10.

Основной недостаток для черных в том, что белые могут соединиться с отмеченными камнями. В зависимости от предпочтений игрока, черные могут быть довольны построенной стенкой в центре, но в случае, когда противник Тё Тикун, О Риссэй чувствовал, что ему не следует быть столь снисходительным.

S.2. Вместо выталкивания белых в пункт 6, черные могут играть 5. Последовательность до 10 форсирована. Черные могут начать тотальную атаку белых камней ходом 11. Но белые получили много территории (около 30 очков) в верхнем левом углу. Это слишком большой подарок от черных. Даже если атака после хода 11 завершится очень хорошо, предстоит еще одна трудная борьба. Один из возможных вариантов — ход белых «А», ч.«В», б.«С», ч.«D», б.«Е» и ч.«F». Теперь белые могут начать атаку на камни черных 1-9.

Решение задач этого номера

sol1,ref1,2

S.1. Ход черных 1 — тэсудзи (хороший ход). Белые вынуждены подчиниться 2. Далее черные могут играть 3 и 5 в сэнтэ. После защиты б. 6 партия закончена. При подсчете обнаруживаем, что черные выиграли одно очко (10 у черных, против 9 у белых).

R.1. Простые ходы, такие как 1 и 3 не подходят. В таком варианте белые выигрывают одно очко.

R.2. Что будет, если после хода ч. 1 белые будут сопротивляться 2? Ход 3 заставит белых защититься 5. Ходами 5 и 7 черные выигрывают сэмэай (быстрее успевают захватить белых), и все камни белых погибли.

sol2,ref3,4

S.2. Ход черных 1 — прекрасное тэсудзи, которое стоит запомнить. Белые не могут помешать черным соединиться и поэтому вынуждены подчиниться ходами 2, 4 и 6. Ходы 7 и 9 окончательно сводят партию к победе черных в два очка (у черных 15, а у белых 13).

R.3. Если черные играют просто, 1 и 3, то не смогут продемонстрировать этот фокус. В этом случае партия закончится вничью.

R.4. Белым не следует переключаться на ход 6 вместо защиты 7. Черные немедленно захватывают 7, вынуждая белых соединиться 8. Чернее останавливают 9. После соединения белых 10 черные выигрывают партию с разницей в 3 очка (16 у черных, 13 у белых).



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика