Волшебная игра го

Принимайте бой!

Наибольшая разница между профессионалом 5-го дана и владельцем титула заключается не в том, насколько точно или глубоко они могу анализировать позицию, но в том, как они выстраивают свои группы перед тем, как начать настоящую борьбу. Место для битвы обычно выбирает владелец титула, он избегает неблагоприятных лобовых столкновений, но в то же время закладывает фундамент для битвы, которая будет выгодна ему.

В двухдневных матчах за титулы Кисэй, Мэйдзин и Хонимбо в первый день часто оказывается сыграными только 30-60 ходов, а не половина партии, которая обычно содержит от 250 до более чем 300 ходов. Причиной этого является то, что игроки выбирают для своих групп благоприятные позиции, так чтобы не оказаться втянутыми во что-то неожиданное, или не оказаться вынужденным к безрассудной игре в области, где противник имеет явное преимущество.

Основы сан-рэн-сэй фусэки

Новичкам и игрокам среднего уровния в случае игры черными я рекомендую сан-рэн-сэй (три в ряд) фусэки, потому что количество возможных вариантов в нем невелико. Используя эту стратегию, вы разовьете чувство баланса, навыки атаки и защиты и научитесь понимать разницу между большими и срочными пунктами.

Диаграмма 1. Это сан-рэн-сэй. Но как такая позиция возникает в ходе игры?

санрэнсэй фусэки

Диаграмма 2. Здесь приведен пример развития сан-рэн-сэй фусэки. Если в ответ на ход черных 5 белые создают симари (прикрывает угол двумя камнями) ходом 6, черные продолжать расширять своё мойо, ограничивая при этом влияние симари белых. Если белые продолжат 8 (с тем же замыслом, с которым черные играли 7), черные укрепят угол ходом 9, угрожая возможностью вторжения в районе A. Белые отвечают, укрепляя угол новым симари 10, уменьшая тем самым опасность вторжения в A, и претендуя на получение очков на левой стороне. Теперь может возникнуть мысль о ходе в районе B, но главной идеей сан-рэн-сэй фусэки является постороение крупномасштабного мойо с тем, чтобы вынудить сопреника к вторжению. Такое фусэки может вызвать чрезмерную тревогу у белых, поскольку мойо черных выглядит огромным и перспективы вторжения сомнительны.

санрэнсэй фусэки

Диаграмма 3. Позиция черных на предыдущей диаграмме слишком хороша, чтобы считать её правдоподобной. Вместо этого, белые могут сыграть 6, чтобы сдержать развертывание черных. Одним из вариантов ответа за черных является ход 7. Белые 8 можно также сыграть на один пункт левее. Черные 9 - следующий ключевой пункт, этот ход приводит к стратегии йон-рэн-сэй (четыре в ряд). Ход черных 11 приходится на границу между черным и белым мойо. Ход 12 белые могут сыграть на один пункт выше - по четвертой линии. Черные 13 - защита от возможного вторжения. Если белые хотят пока воздержаться от вторжения, хорошим ходом для них будет ход 14. Вариути (вклинивание) черных 15 создаёт миаи для построения базы ходом в направлении 16 или, если белые сами сходят туда, ходом в 17. Белые 18 одновременно защищает угол и атакует два черных камня на левой стороне. Черные укрепляют позицию ходом 19 и угрожают вторжением в районе пункта 20. После того как белые защитятся ходом в этот пункт, черные вновь используют полученную возможность для расширения мойо ходами 21 и 23. Результат этого розыгрыша будет приблизительно равным, но любители часто оценивают позицию белых как немного менее удачную, так как они вынуждены вторгаться в мойо черных. Большую роль в силе сан-рэн-сэй фусэки играет психологическое давление, которое испытывает соперник.

Диаграмма 4. После хода белых 6 черные могут также сыграть хасами  7 - это очень популярный ход в последнее время. Существует множество вариантов ответа за белых, из которых стандартными являются ходы в A, B и C.

Диаграмма 5. Если белые вторгаются в пункт 3-3 (также называемый сан-сан) ходом 2, черным следует сыграть в пункт 3, а не в 4, так как черные пытаются построить стену направленную не влево, а на правую сторону и центр. Последовательность ходов до 7 - широкоизвестное джосэки (стандартный розыгрыш угла). Теперь белые могут сыграть тэнуки (в другом месте доски), но черные впоследствии могут сыграть в A, с последующими ходами белые B, черные C. Белые ответят либо в D (это очень неприятный ход, так как является готэ, а угол белых становится очень маленьким), либо могут совершить обмен E на F и G на H, чтобы получить сэнте. Захват сэнте - это конечно же большое преимущество, но то, что черные получают возможность построить такую большую плотность в центре, не позволяет считать это хорошей стратегией

Диаграмма 6. Вместо хода 2 на предыдущей диаграмме, белые могут также выпрыгнуть в центр. Но обмен 2 на 3 дает преимущество черным, так как они получают территорию, а белые - нет. Но все же, такая игра имеет смысл, если белые хотят разделить позицию черных. Последовательность до черные 13 - стандарт. Белые теперь могут сыграть в A, но 14 дает большее влияние на центр. Черные 15 позволяет белым построить симари 16. Вместо хода в 15 можно сыграть в B, нацеливаясь сыграть следующим ходом в 16. Если белые защитятся 16, черные смогут выдвинуться в центр C. Позднее они смогут атаковать группу белых в центре (ходом в D, белые ответят E, на что черные могут отвечать в F, G или H).

джосэки

Диаграмма 7. Белые 2 часто игрался в последнее время, сперва профессионалами, а позже любителями. Белым удается соединить угол и правую сторону ходами до 8, а также они получают форсирующие ходы 10 и 12. Черные, в свою очередь, получают возможность сыграть 9 и вынуждают белых расширяться в направлении силы черных, что является несколько непродуктивной стратегией. С другой стороны, камни черных 9 и 15 играются свободно и на более открытой стороне, что является преимуществом. Если говорить трезво, то черные получили преимущество, но, если рассматривать позицию с психологической точки зрения, белым удалось разрушить стратегию черных, основанную на сан-рэн-сэй.

В зависимости от своего настроения и того, с кем я играю, я часто выбираю психологическое преимущество вместо реальной выгоды. Причиной этого является то, что по моему мнению, в игре го психология играет не меньшую роль, чем собстенно игровые навыки. Если компьютеры начнут по-настоящему хорошо играть в го, я, возможно, и переменю свое мнение, но сейчас я советую вам попробовать сан-рэн-сэй и посмотреть, что получится.

Задача 1. На диаграмме 5, черному игроку следует играть в 3. Как следует отвечать белым, если он сыграет в 1, как здесь?

задачи

Задача 2. На диаграмме 5, вместо хода 6, белые могут также сыграть в 4, как на этой диаграмме. Как бы вы отреагировали на месте черного?



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика