
Когда кто-то начинает жить в соответствии с традициями и правилами, так чья-то жизнь начинает останавливаться. (James Baldwin)
Поразительно как хорошие привычки и автоматические реакции могут помочь нам. Прогуливаясь пешком или на автомобиле вы автоматически останавливаетесь встретившись с опасностью. Когда вы слышите неприятный шум, вы автоматически смотрите в том направлении, откуда исходит звук. Пересекая дорогу, вы автоматически смотрите налево, направо и снова налево. Внимание! В Японии нужно вести себя иначе, в этой стране левостороннее движение.
Это только один пример того, как ваши привычки могут сыграть с вами злую шутку. Особенно в необычной ситуации, привычки сформированные годами и защищающие вас от опасностей могут угрожать жизни в некоторых случаях. Но чаще всего наши привычки только мешают нам улучшить себя. Если они не применимы в специфических ситуациях, то там их лучше не использовать.
Ниже приведена вторая часть партии, которую я играл, и в которой плохие привычки внесли свой вклад в поражение. Белые Тё У (или Чанг Су, как зовут его на родине), 20-ти летний 6 профессиональный дан.
Ложные концепции
Д.1. Ход черных 69 – ошибка. Сам по себе это не плохой ход, но ему предшествовали неправильные предположения. Я предполагал, что белые должны ответить на этот ход локально из-за размера угрозы. Но когда белые сыграли 70, пейзаж неожиданно изменился. Один ход сдвинул баланс сил в центре в пользу белых. Теперь белые могут устроить обмен «А» на «В» и «С» на «D». Границы мойо (сферы влияния) белых теперь расширились до пунктов отмеченным крестиком, а черное мойо сжалось до границ отмеченных треугольником.

Сравним это с позицией после хода 1 на R.1, где черные получили контроль над центром, расширив свое мойо, одновременно ограничив потенциал белых в левой нижней части центра. Теперь, если белые играют «А», то хорошим ответом черных будет «В». Этот ход еще больше увеличит потенциал черных, ограничит белых и создаст на будущее угрозу «С». В другом варианте белые могут играть «D», на что черные могут неспешно ответить «Е» или противопоставить более опасный удар в плечо «F». Ясно, что как бы ни играли белые, инициатива остается у черных.
R.2. В партии я так же рассматривал последовательность 1-5, которая, как мне думалось, тоже вызовет ответ. Но и здесь белые успевают занять жизненно важную точку 6. До хода 21 черные, видимо, сделают все, что можно в этой ситуации, но обмен 22 на 23 выглядит хорошей стратегией для белых.
Д.2. После форсирующих ходов 71 и 73, которые готовят разрезание «В» и стоят около 15 очков, черным следовало играть 77 в 78. Но черные слишком много внимания уделили точке «А» (в последствии разрезание «В» становилось опасным). И опять черные ожидали, что белые ответят «А», та же ошибка, что и в случае с ходом 69. Ход б.82 нельзя игнорировать (черные ответили 83), и белые захватили инициативу 84. Черные намеревались усилить центр ходом 85, чтобы подготовить комбинацию 89-91. Но после спокойного ответа белых 86 и 88 я начал предчувствовать недоброе, т.к. угроза хода «А» исчезла. Черные нашли хорошую комбинацию в центре и захватили два камня, но ходы белых 94 и 96 тоже большие. После захвата двух камней слева ходами 100 и 106, и разрезания 116, белые обрели уверенность в победе. В сложной и опасной борьбе на левой стороне черные почти вернули себе надежду на выигрыш, но в конце концов погибла черная группа в центре.
Решение задачи 2 прошлой недели. Если черные разрежут 1, то белые сначала устроят обмен 2 на 3, затем нанесут угрозу захватить весь угол 4, заставляя черных ответить 5. Наконец, б.6 и 8 захватывают разрезающие камни в гэта (сеть).
Ниже приведены еще несколько задач на использование приема гэта.
Задача 1. Черные только что сыграли 1 в другом месте доски (не показано на диаграмме) и белые вторглись 2. Показанная последовательность – распространенное джосэки. Как черным захватить камень 8?
Задача 2. Вместо немедленного ответа 14, иногда, в зависимости от ситуации, белые устраивают обмен 14 на 15 и затем возвращаются к защите 16. Могут ли черные захватить два разрезающих камня 8 и 14?
Задача 3. Если ответ на вторую задачу «да» то зачем белым устраивать обмен 14 на 15?
Задача 4. Если ответ нет, то какой ход будет лучшим для обеих сторон?
