Волшебная игра го

Мастер игры в го (*-**)

Из всех публикаций о го на английском языке несомненно самой проникновенной является книга «Непобедимый, партии Сюсаку» (Invincible, The Games of Shusaku) подготовленная Джоном Пауэром (John Power). Это произведение впервые опубликовано в 1982 году и рассказывает о жизни и о партиях знаменитого гения мирового го Сюсаку Кувахара (Kuwahara Shusaku, 1829-62).

Сюсаку был выдающимся игроком золотого века классического го в Японии. Он четко доказал свое превосходство установив рекорд – 19 подряд выигранных партий в замковых играх. Именно благодаря патронажу властей, которые наслаждались игрой в период Эдо, Япония оторвалась далеко вперед от остальных стран в которых играли в го (Китай, в котором, скорее всего, и возникла игра и Корея). Превосходство, которым Япония наслаждалась до самого последнего времени, происходит именно от прогресса достигнутого в период Эдо.

И в настоящее время партии Сюсаку изучаются всеми, кто серьезно занимается го. Самым большим вкладом Сюсаку в развитие го был его подход к анализу позиции на всей доске и разработка основ фусэки, или первых ходов в партии го.

фусэки Сюсаку

Фусэки Сюсаку

Термин «фусэки Сюсаку» относится к конфигурации 1-3-5 приведенной на Д.1. Не Сюсаку впервые применил эти ходы, но он развил систематику, усовершенствовал это фусэки и добавил свои собственные варианты, поэтому данное фусэки и стало обрело его имя. После какари (подход к камню противника в углу) 4 и 6, черные играют 7, чтобы подготовить ходы «А»-«D». Что делает эти ходы столь хорошими?

Д.2. Предположим, что белые игнорируют ч.7 и играют 8, чтобы не дать черным закрыть левый нижний угол. Черные играют 9, это и распространение от своих отмеченных камней, и клещи на отмеченный белый камень. Ответ б.10 естественный, т.к. у них нет возможности для прыжка через две линии для устройства базы. Ходом 11 черные защищаются, одновременно ограничивая возможности развития камня 8 в этом направлении. После хода 10 белые хотят контратаковать камень 9 ходом в районе «А». Однако, из-за присутствия отмеченных камней такой ход будет скорее вторжением, чем атакой, т.к. создаст слабую группу.

фусэки Сюсаку 2-3

По этой причине, как показано на Д.3, белые свой третий ход (б.6 на Д.3) совершают на одну линию выше, чтобы обеспечить сильный дрейф в центр, делая свой камень менее подверженным атаке. Теперь, если черные играют 7, белые 8-12 создают устойчивую базу, одновременно нейтрализуя часть целей хода 7. У черных остается возможность построить симари 13 (закрыть угол), белые отвечают тем же 14, но теперь ходом 15 черные достигли первоначальной цели хода 7. Один из вариантов для белых – убежать камнем 4, фусэки Сюсаку 4 но построение мойо слева ходом 16 подходящий и выполнимый путь. Ходом 17 черные еще не окончательно захватывают правый верхний угол, но строят прочную позицию.

В настоящее время вместо косуми (ход по диагонали) черные обычно играют хасами (клещи) 7 на Д.4. В зависимости от ответа белых, черные теперь могут естественным образом развить свои камни для атаки камня 6. Например, ходы 7-11 джосэки, или стандартный розыгрыш в углу, но ход 11 несет двойную нагрузку. Одновременно это и распространение от камней 1, 9 и клещи к камню 6.

Были разработаны и улучшены многие варианты, но фусэки Сюсаку остались фундаментом современного го.

Решение задачи предыдущего номера

задачи го

S.1A. Черные ходят в ключевую точку 1. Может быть вам не сразу видно, что камни белых захвачены, но у них нет способа построить два глаза. Следовательно, белые играют в другом месте доски. Если это нужно, то черные играют 3-7. В этот момент белые могут захватить четыре камня черных.

S.1B. И снова ход 1 в ключевую точку.

S.1C. Теперь совершенно ясно, что белые проиграли и их группа потеряна.

задачи го

Отличительной чертой этого захвата является большое количество ходов, которое может потребоваться для окончательного пленения. Как правило, мы говорим, что лучше иметь глаз, чем не иметь его, и что чем больше размер глаза, тем больше степеней свободы. Попробуйте использовать эту частицу мудрости при решении сегодняшних задач.

Задача 1. Черные начинают и захватывают отмеченные камни.

задачи го

Задача 2. Белые пошли 1. Как белые, так и черные отмеченные камни окружены. Тем не менее, черные могут захватить камни белых. Как им действовать? (Подразумевается, что камни черных отмеченные буквой «А» безусловно живы).

 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика