
Держи себя в форме!
… лучше быть красивым, чем добродетельным. Но, с другой стороны, я первый готов согласиться, что лучше уж быть добродетельным, чем безобразным. - Oscar Wilde (1854-1900)
Что такое красота?
Красота подразумевает простоту, гармонию и естественность. Мы находим эти характеристики в литературе, музыке и в других видах искусства. Мой друг, программист, недавно заметил, что разница между хорошим и посредственным программистом в красоте структуры программ, которые они пишут. Конкретнее он сказал, что если отдельные блоки, из которых состоит программа, имеют хорошую структуру, если универсальны, то они будут эффективно использоваться долгое время.
В го так же выделяют красоту, через ощущение хороших и плохих форм. На прошлой неделе мы начали обсуждать основы этой идеи. Хотя каждый ход применим в конкретной ситуации, хорошая форма необходима и понимание эстетического значения хода помогает игроку го усилить свою игру.
Мы установили, что соединение «бамбук» эффективно, следовательно, это хорошая форма. Мы так же увидели, что пустой треугольник по своей сути неэффективен. Сильные игроки оценивают его как плохую или уродливую форму.
На Д.1 показан пример соединения «бамбук».

Задача 1. Как белым построить форму «бамбук» в ответ на ход ч.1?
Задача 2. Как белым построить хорошую форму после атаки ч.1?
Когда черные соединены через бамбук (Д.2) белые только потеряют зря время, делая ходы с двух сторон отмеченными камнями.

На Д.3 показано джосэки (отработанная последовательность ходов в углу, дающая равный результат).
На Д.4 не джосэки, т.к. результат не равный. Сравнив с Д.2 можно сделать вывод о том, что камень 3 стоит не эффективно. Благодаря слабой роли камня 3


Задача 3. Взгляд на Д.3 и Д.4 может помочь в определении последовательности ходов после ч.1. Найдите её.
А теперь посмотрим на обратную сторону медали.
Д.5. Это пустой треугольник, неэффективная форма из-за присутствия отмеченного камня, в котором нет необходимости.
Д.6. Из-за присутствия отмеченного камня чёрные вынуждены убегать ходом 1. Отмеченный камень белых занимает жизненно важную точку и угрожает трём камням чёрных.

Д.7. После удара белых в жизненно важную точку 1, чёрные форсированно защищаются 2. Но этот ход формирует сразу два пустых треугольника. Трудно найти менее эстетичный ход.
Задача 4. Ход белых. Где жизненно важная точка?
Задача 5. И здесь тоже белые должны ударить в жизненно важную точку.

Д.8. Ходы 1-18 – джосэки. Задача 6. Если черные после хода б.20 на Д.8 сыграют тэнуки (ход в другом месте доски), то где должны играть белые?
Приведенные диаграммы и задачи демонстрируют элементарные идеи того, какие формы хорошие, а какие плохие.

Причины, по которым формы могут быть плохими, состоят в неэффективности их совместной работы. Пустой треугольник, к тому же, не является глазной формой. Представим себе, что на месте отмеченного белого камня на Д.6 стоит черный. Или 1 на Д.7 был бы черным. Эти ходы делают форму глазной и эффективно используют все камни. В го красота находится не в глазах зрителя, красота го в глазах!