
Го как инструмент для обучения
На прошлой неделе я представил вам американского преподавателя Милтона Брэдли, который выступил с идеей внесения го в школьную программу. В качестве главного обоснования такого включения он провозгласил тот факт, что го в игровой форме обучает умению рассуждать и делает это лучше, чем любая другая интеллектуальная игра. Огромная доска размером 19х19 предоставляет 361 возможность сделать первый ход, гарантирует, что за 4000 летнюю историю го не было сыграно ни одной одинаковой партии. Размер доски создаёт возможности для развёртывания одновременных баталий на разных фронтах, так что они будут влиять друг на друга. Лестница (ситё) является примером этого (см. Д.4).
В дополнение, благодаря большому количеству возможных ходов, нужно изучать тактику с её неисчислимым количеством вариантов. В конечном счёте, при нарастании умения играть в го туманные догадки о связи между камнями становится пониманием, способностью распознавать формы и образы. Этот процесс не столько аналитический, сколько интуитивный и творческий. В процессе игры ребёнок шаг за шагом начинает понимать связь между действием и результатом, причиной и следствием, развивая левое полушарие мозга.
В то же время, стимулируется воображение ребёнка и его творческие способности, которые связаны с правым полушарием мозга. Например, то с чем мы имели дело в партии прошлого занятия это, грубо говоря, анализ возможностей, проблем и их решений в конкретной ситуации, что является стратегией. Это не вспомогательная, а естественная для человека привязанного к го деятельность. Такой процесс умозаключений и интуитивной обработки происходит на всех уровнях игры, и его сложность нарастает вместе с улучшением качества партий игрока го. Эти рассуждения вместе ведут к тому, что Брэдли прав в своих предложениях внести го как четвёртое R в школьную программу, как лучшую игру моделирующую проблемы возникающие в реальной жизни, проблемы требующие умения мыслить. Брэдли так же утверждает, что нет ничего необычного в тех случаях, когда «ленивые» ученики очарованные го преобразуются в преуспевающих студентов.
В реальной жизни мы пытаемся ответить на вопросы подобные этим: «В чём состоит нынешняя обстановка?», «Что будет, если я сделаю это?» «А если это?», «Как сравнить эти действия?», «Это идеализированная картина ситуации или пессимистический прогноз?». Эти вопросы задаются и при разработке новых товаров, и при попытке получить повышение, и при решении задач связанных с персоналом, и при игре в го.
Взаимодействия по всей доске.
Д.1
Ход ч.3 в ответ на б.2 – обычное явление. Теперь белые должны выбрать между ходами «А» и «В», оба хода стандартные. Существует бесконечное число продолжений, а Д.2 и Д.3 иллюстрируют оба выбора. На Д.3 показано как может возникнуть лестница. Если она в пользу чёрных, то белые не могут следовать этому варианту, т.к. он даст чёрным слишком большое влияние. С другой стороны, при благоприятном для белых исходе лестницы белые получат преимущество. При каких условиях лестница благоприятна для белых? Камень на пути лестницы прерывает её. На Д.4 показана лестница, сыгранная до последнего хода.

Заметим, что в последних нескольких ходах лестница может слегка изменить направление движения.
Теперь если белый камень будет стоять где-либо внутри области обозначенной буквами W, или на месте этих букв, то лестница прервётся. Камни, стоящие в пунктах «А» не влияют на неё. Теперь решите задачи 1 и 2. Могут ли белые играть «А», чёрные «В», белые «С»?

Решение задач прошлой недели

Д.5
Чёрные только что поставили отмеченный камень. Ход б.1 – кикаси (форсирующих ход), а 3 – базовая точка. Этот ход усиливает белую группу, приносит территорию, готовит вторжение 21, а так же грозит изоляцией и атакой чёрной группы слева ходами б.«А», ч.«В», б.12 или «С».
Д.6
Понятно, что вместо хода отмеченным камнем чёрным следовало играть в 1 или поблизости от этой точки. Естественным ответом будет 2. Теперь чёрные могут форсировать 3-11 чтобы окончательно оформить центральное мойо наверху справа и потом вернуться в правый нижний угол 13, чтобы атаковать белых. Белые защищают свою добычу 14, но укрепляясь 15 и 17 чёрные готовят разрезание ч.«А», б.«В», ч.«С». Если белые защитятся от разрезания, то чёрные пойдут «D» и сохранят превосходство.

На Д.7 ходом 1 чёрные занимают жизненно важную точку. Теперь что бы ни делали белые, часть их камней будет захвачена.
На Д.8 ч.1 – единственный ход. Ответ б.2 естественен, но теперь чёрные выигрывают сэмэай.
На д.9 инстинктивным движением чёрные сыграли 1, но атари 2 вызвало дамэдзумари (недостаток степеней свободы) в форме чёрных. Чёрные проигрывают сэмэай на один темп.
На Д.10 и Д.11 ходы ч.1, 3 и 5 – победная комбинация. На диаграммах показано, что сопротивление белых бесполезно.
На Д.12 благодаря своим двум камням слева чёрные могут изменить направление лестницы. Такой тип лестницы пока не встречался в задачах, а в партиях часто запутывает игроков.
Задачи значительно более сложные, чем приведенные в этих статьях постоянно встречаются на доске го в разных стадиях партий. Единственное что можно поделать с этим – решать задачи и практиковаться в игре.