
Разрушение барьеров
Я никогда не любил делать выбор. Возникает тревожное чувство – а вдруг выбор будет неверным и это обнаружится слишком поздно, когда уже ни чего не поделаешь. Я уже говорил, что приходится жить со своими ошибками и учиться на них. Но обучение не столь легкий процесс, когда вы цепляетесь за свой прошлый опыт. Только на прошлой неделе я писал о том, что опыт это базис для улучшения игры. А вот теперь я полагаю, что был не прав. Новые идеи не возникают из старых, они являются новыми комбинациями или интерпретациями старых идей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми новыми мыслями.
В настоящее время поглощения и приобретения стали горячей темой, из-за того, что комбинация ресурсов и экспертная оценка накопленных ресурсов может либо внести вклад в получение немедленной прибыли, либо переделать потенциального потребителя в потребителя лояльного, что расширит сегмент рынка. На сегодня крупнейшие объединения происходят в Европе в связи с тем, что страны Объединённой Европы разрушают барьеры и заключают союзы для повышения эффективности, репутации и экономической мощи в международном сообществе. Крупнейшей преградой являются культурные и языковые различия. К счастью в го камни говорят на единственном языке и имеют единую культуру – глаза и территорию. С другой стороны, соединение камней эквивалентное объединению капиталов, практикуется уже 4000 лет.
На Д.1 чёрные использовали 25 камней в группах «А», «В» и «С». Каждая из них окружила по 9 пунктов территории, что приносит вместе 27 очков. На Д.2 чёрные сняли барьеры между тремя группами и расположили 25 камней так, чтобы образовалась единая группа, которая захватила 75 пунктов территории, почти в три раза больше, чем группы «А», «В» и «С» вместе взятые. Что это означает? Как обычно, объединение ресурсов значительно более эффективно. А как этот принцип работает на практике, когда обозначается территория в начале партии го?
На прошлой неделе мы рассмотрели пример, в котором чёрные объединили силы своих групп. В противоположность этому белые только следовали заученным наизусть джосэки (стандартные обмены ходами в углах доски го). Напомним, что результатом явилась позиция Д.3. Теперь нам непременно нужно посмотреть на другую комбинацию тех же джосэки, но такую в которой белые правильно установили границы, и уже чёрные проиграли. На Д.4 произошли те же локальные обмены ходами, но уже в других углах. После ходов 1-34, три камня чёрных в районе «А» не только растеряли своё стратегическое значение в формировании границ, но и сами сильно рискуют стать слабыми, особенно из-за того, что белые в состоянии разными способами угрожать чёрным камням в районе «В».

Д.5 служит для улучшения понимания баланса территорий. Знаки ‘XXX’ указывают на потенциальную территорию чёрных, а треугольники на такую же территорию белых. Учтите, что эта диаграмма не принимает во внимание баланса влияния.
Чтобы достичь прочной позиции необходимо разбираться как в балансе территории, так и в балансе влияния. В упражнения попробуйте расположить эти джосэки на гобане в различных комбинациях для постижения того, как это влияет на баланс влияния. Сначала проделайте это на доске для го, а потом в уме. Такое упражнение улучшит ваше понимание важности разделения и объединения групп не тактическими, но стратегическими манёврами.
Решение задач прошлой недели
Д.6. Ход ч.1 в критическую точку. Чёрные ходом 3 вынуждают белых принять эту жертву, а после хода ч.5 выясняется, что у белых дамэдзумари (недостаток дамэ) и им не спастись.

Д.7. Играя 1-7 чёрные жертвуют два камня создавая белым такое же дамэдзумари. На Д.8 показана ситуация после хода 7 на предыдущей диаграмме. Теперь точки «А» и «В» миаи. Это значит, что если белые играют в «А», то чёрные сыграют «В» и наоборот. Таким образом, белые потеряли все свои отмеченные камни.
Задачи
Задача 1. В партии 1992 года между Като Масао 9 дан (белые) и О Риссэем 9 дан оба игрока наметили большие мойо (сферы влияния). Ходом 15 чёрные вторглись первыми. Белые проложили дорогу жизни 16 и 20 наружу, одновременно эта комбинация лишила чёрных возможности соединить вторгшийся камень с группой 9, 11, 13. Ход б.18 тоже важен, т.к. не даёт чёрным возможности построить базу. Ответ ч.19 естественный. Ходом 22 белые строят глаз для своей группы, одновременно не давая чёрным скользнуть в свою территорию ходом в 24. Ходы ч.23-27 – кикаси (ходы, эффект от которых проявится при случае), которые позволяют чёрным выйти в центр 31. Ход б.32 сделан в расчёте на ответ ч.«А». Если бы чёрные ответили так, то как следует продолжать белым «А», «В» или «С»?

Задача 2.
Однако, ход б.32 сомнительный. Разыграв последовательность 33-37, чёрные направили свои камни на центр, создав между ними связь в правой верхней части доски (символы ‘XXX’), а камни белых 32, 34 и 36 обращены внутрь. Эти три камня не усилили белых настолько, насколько это удалось чёрным. Ясно, что чёрные приобрели нечто от такого обмена. Но у чёрных есть дефект в позиции в точке «Е». Белые хотели бы разрезать здесь, но «лестница» в пользу чёрных. Для того чтобы использовать эту слабость чёрных белые ставят прерыватель лестницы 38. Как отвечать на этот ход?