Волшебная игра го

Го приходит в Японию

По всей видимости, в Японию го занесли артисты, студенты и бывшие государственные служащие из Кореи. Они спасались в Японии от политических преследований на своей родине. Точная документированная дата появления го в Японии отсутствует, но в хрониках китайской династии 597-618 гг. го числится как одно из трёх основных развлечений 7го века в Японии. Двумя другими указываются карточные игры и нарды.

В противоположность документальным китайским источникам, в Японии популярна другая версия. Японцы считают, что го привёз в Японию в 735 году Киби-но-Макиби (Kibi no Makibi), известный как Великий министр Киби. Он был послан в Китай дочерью императора Сёму (Shomu), которая заняла трон отца как принцесса Кокен (Koken). Целью этой командировки было привезти лучшее, что найдется в Китае. После 18 лет, проведённых в Китае, Киби вернулся с багажом предметов, созданных китайцами, которые, на его взгляд, представляли всё лучшее из китайской культуры. Привёз он и умение играть в го.

Тем не менее, го несомненно было популярной игрой высших слоёв японского общества до возвращение Киби из командировки. Но когда он рассказал при дворе о популярности го в Китайском дворце, игра приобрела особый статус, статус развлечения достойного дворянина. Даже если Киби и не первым привез го в Японию, но именно он обеспечил высокий престиж этой игре.

В Японии в го играли в основном в замках дворян, как мужчины, так и женщины, как монахи, так и самураи. Говорят, что самураи брали комплекты го, собираясь на битву, чтобы перекинуться камнями после сражений.

Мурасаки Сикибу (Murasaki Shikibu), фрейлина императрицы, в 11 веке написала новеллу, в которой упоминается о том, что игра в го – это обычное развлечение мужчин и женщин аристократов. В одной из сцен новеллы принц Гэндзи (Genji) подсматривает за партией между леди Уцусэми (Utsusemi) и другой женщиной. Эта тема была популярным сюжетом в японском искусстве.

Шесть основных правил го

  • 1. Ход делается в пересечение линий доски.
  • 2. Камни, выставленные на доску, не передвигаются.
  • 3. Чёрные ходят первыми
  • 4. Ходы совершаются по очереди.
  • 5. Камень (или группа соединённых камней) считается захваченным, если противник занял все их степени свободы.
  • 6. Цель игры – захват территории. Выигрывает тот, кто захватил больше территории к концу партии.

    Захват двух и большего количества камней

    Правила го. Захват камней

    Можно захватить одним ходом два и более камней, если занять все их дамэ (степени свободы). Вот несколько примеров.

    На Д.1 приведены три позиции, в которых по два камня белых находятся под атари (непосредственная угроза взятия, когда у группы осталось только одно дамэ). Чёрные захватывают эти камни на Д.2. На Д.3 показан результат. Правила го. Захват камней

    Любое количество камней, объединённых в группу, может быть захвачено, если все их дамэ закрыты. На Д.4 приведены четыре отдельные позиции. Своим ходом чёрные захватывают 12 камней в верхнем левом углу, четыре камня в нижнем левом углу, три камня в верхнем правом и четыре в нижнем правом.

    Захватив камни в процессе партии, вы снимаете их с доски, точнее, обязаны снять. По окончании партии, при подсчёте очков, эти камни выставляются в территорию противника. Таким образом, каждый захваченный вами камень уменьшает количество очков, полученных противником. В следующий раз мы рассмотрим, как это реально происходит при подсчёте очков по окончании партии.

  •  Ричард Бозулич


    Яндекс.Метрика