Волшебная игра го

Добродушный Такэмия Масаки

Всегда веселый и добродушный Такэмия Масаки один из самых популярных го игроков Японии. Но это внешность дает не верное представление о глубине его расчета и гибкости в игре. Его острое чутье развития партии сочетается с аккуратным расчетом позиции, что дало Такэмии возможность завоевывать крупные титулы, в том числе шесть раз Хонинбо и один раз Мэйдзин. Его интересы не ограничиваются игрой в го, он считается неплохим игроком в маджонг и написал популярную книгу о гольфе.

Стратегия Такэмии это то, что привлекает внимание его коллег профессионалов, а так же и любителей. В то время как нынешние сильнейшие игроки предпочитают ориентироваться на территорию, Такэмия строит гигантские сферы влияния, вызывая противников на вторжение. Устроив подобное, Такэмия наказывает их, используя свое тактическое мастерство для расширения своей территории. Он не добряк, и может немедленно убить камни противника.

Приведенная в этой статье партия была второй в матче за титул Мэйдзин 1996 года. Она иллюстрирует стиль Такэмии и является примером грандиозного завершения партии. Такэмия (черные) играл с Тё Тикуном.

Д.1 (1-43). К ходу 43 черные построили огромную сферу влияния, которая простирается от нижнего края доски до центра, но не остановились на этом. У сферы влияния есть возможности расшириться влево. Если белые не предпримут что-либо, то черные наберут почти 100 очков территории в нижней правой четверти. Такой капитал превысит совокупную территорию групп белых. Значит, белые должны что-то предпринять. Как бы вы сыграли на месте белых?

Д.2 (44-59). В поисках изъяна в сфере влияния черных белые ударили 44, но вместо защиты своей территории ходом 46 черные агрессивно пытаются упаковать белых, и после хода 59 группа белых гибнет в локальном смысле. Белые могут попытаться вырваться соединившись «А», но после ответа черных «В» все отмеченные камни оказываются в нужном месте и белым не убежать. Простое решение не проходит, и белым нужно искать сложный путь. Где он?

Д.3 (60-82). Не работают в этом случае простые решения, поэтому прилипание (похожее на 44) — обычная идея. И в данном случае ход 60 не был неожиданным. Черные не могут себе позволить ответить прямо, поэтому они делают ход 61, этим ходом белые могли бы продолжить соединение после «А». Теперь белые борются за жизнь на правой стороне. Можете вы убить группу после хода 82?

Д.4 (82-101). Недавно мы рассматривали методы захвата групп. Именно пользуясь ими, черные захватывают белую группу. Ходы 83, 85 и 87 сначала сокращают пространство для глаз белых. Следующий шаг — ход в жизненно важную точку. Это означает ход белых «А», за которым последует ч."В«, и становится ясно, что группа белых не может получить два глаза. Поэтому белые пытаются убежать. Но хорошие ходы 93 и 95 запирают белых и не дают построить два глаза. Увидев ход 101, белые сдались. Даже если белые надавят «С» последует вариант "D"-"G" и черные обеспечат себе жизнь ходом «Н».

Д.5 (окончательная позиция). Тё Тикун сдался, потому что после хода Такэмии Масаки отмеченным камнем стало ясно — все отмеченные камни белых в нижней правой четверти доски потеряны. Эта территория приносит более 80 очков, что больше чем дают все группы белых вместе взятые.


Полную запись партии можно посмотреть на виртуальном гобане.



Между прочим, мы создаем сайт (www.themagicofgo.com), на котором будут опубликованы все предыдущие статьи из серии Magic of Go. У вас есть возможность высказать свои пожелания о внешнем виде этого сайта.



11 августа 2007


Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)





Яндекс.Метрика