Волшебная игра го

Профессиональный игрок в го которым восхищаются больше всего это Кувахара Сюсаку (Shusaku Kuwahara, 1829-1862), которого чаще называют просто Сюсаку. Его слава началась с знаменитого хода — хода красных ушей. Этот ход так удивил противника, Инсэки Геннана, что уши Геннана покраснели. Сюсаку прославился тем, что выиграл все 19 замковых игр, эквивалент современных матчей за титулы. Его нововведения в фусэки (начальная часть партии) легли в основу современной теории фусэки. Стиль игры Сюсаку был простой и прочный, но когда он отставал по ходу партии, его умение бороться было непревзойденным. Я выбрал эту партию между ним и его учителем Хонинбо Сюва, потому что она иллюстрирует фусэки Сюсаку, одновременно являясь шедевром, т. к. Сюва играл в стиле амаси, что означает позволять противнику все, что он хочет, сохраняя за собой преимущество. Больше информации о Сюсаку и его партиях, включая и эту, можно найти в книге «Непобедимый» Джона Пауэра.

Д.1 (1-46). Сюсаку (черные) сыграл 1, 3 и 5. Это так называемое фусэки Сюсаку, первые ходы в партии получившее его имя. Ход 7 готовит ходы 15, 17 и 19 или «А». Ответ белых 8 встречается чаще всего в этом фусэки. Этот ход и 18 иллюстрируют дух стиля амаси — он позволяет черным построить стенку к ходу 33, но влиянию противопоставлены камни белых 8 и 18, которые принесли очки. Ход черных 35 важный, т. к. создает базу черной группе (ход белых в эту точку тоже гарантировал бы глаза группе белых). Комбинация 36 и 38 выглядит слишком активной, но, перехватывая инициативу внизу слева, белые рассчитывают вернуться и защититься слева. По сравнению с прочной защитой «В» ход 46 сильный. Ход черных «С» не оказывает влияния на позицию белых справа. Белые могли бы сделать пробный ход в «D», пожертвовать этот камень с целью укрепить свои ближайшие слабые группы. Что следует делать черным в такой перспективе?

Д.2 (47-79). Ход 47 демонстрирует боевой дух, начинает борьбу, которая завершается ходом 66. Черные потеряли свои камни 47, 49 и 51, но забрали большой угол внизу слева, который расширился еще больше ходом 69. Ходом 70 белые начали сильную атаку. За прыжок черных «А» их бы наказали при помощи нодзоки белых 71. Нодзоки это ход, который «подсматривает» между двумя черными камнями. Поэтому ход черных 71 занимает жизненно важную для построения глазной формы точку. Ход 78 стоит около 20 очков только по территории, но к этому нужно добавить то, что он дает глаза группе белых, просто представьте, камень черных на этом месте. Далее, ходом 79 черные строят огромную сферу влияния. Вопрос в том, каков статус группы черных справа внизу?

Д.3 (80-100. Ходом 99 черные пробили ко в пункте 93). В ответ на ход 80 игра черных 81 не ошибка. Белые могли бы сыграть в «А», далее последовало бы ч.«В»-б.«G». Теперь понятно, почему ходы 81 и 87 правильные. Далее, белые ходом 88 начали сильную наступательную операцию. Черные умело противопоставили 93 и 95. Казалось бы, получилось безнадежное ко, но черные получили глазное пространство, оставив ко в резерве. Видите ли вы на этой стадии как работает такая комбинация?

Д.4 (1-24 соответствуют ходам 101-124 в партии). Подготовить ко борьбу на предыдущей диаграмме — блестящая идея. После хода 3 черные почти живы. Раз они уверены в этом, то могут играть в «А», угрожая начать ко борьбу или соединиться снизу «В». Черные позволяют белым захватить два камня ходами 6 и 8, но делают великолепные ходы 5, 7 и 9. Ответ 11 на 10 — типичный ход профессионала. Ходами 16 и 18 белые не только стирают территорию черных. Кажется, что у черных возникли огромные неприятности после того, как белые разрезали 24. Что делать?

Д.5 (25-67 соответствуют ходам 125-167 в партии). Черные пожертвовали три отмеченных камня и сделали большие ходы 47 и 57. Белые получили территорию атакуя наверху справа, но черные построили два глаза и в конце белые вернулись и сделали ход 66. Таким образом, черные могут ухватиться за последний большой йосэ (заключительная стадия партии) ход 67 и получить небольшое превосходство в партии. Далее белые продолжают стимулировать черных начать ко борьбу ходом «А», за которым последуют б.«В», ч.«С». В конце, когда будет достаточно ко угроз, черные примут вызов и ко борьба станет реальностью. Черные сумеют выиграть эту ко борьбу, а белые получат компенсацию в виде спасенных отмеченных камней. Когда дым боя окончательно развеется, черные выиграют 3 очка. Эта партия игралась в то время, когда не было коми, это означает, что черные не давали компенсацию за право первого хода. В наше время установлено коми 6.5 очков. Это не означает, что черные проиграли бы эту партию, играй они ее сейчас. Но это означает, что игра белых потрясающая. Эта партия — великий пример стратегии амаси Сювы.


Полную запись партии можно посмотреть на виртуальном гобане.



21 июля 2007


Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)





Яндекс.Метрика