Волшебная игра го

Количество партий, которые можно сыграть на доске для го ошеломляюще велико из-за размеров доски. Как установили программисты, даже значительное увеличение производительности компьютеров не приведет к достаточному улучшению качества программ играющих в го. Тем не менее, в статье опубликованной в прошлом месяце в журнале American Scientist говорится, что ситуация может измениться с появлением новых алгоритмов и подключением огромных библиотек. Но наши знания ограничены, и нам не ведомы ходы в начале го партии, которые гарантируют победу к концу. Иными словами, нет 100 процентной уверенности. Но ведь эти ходы нужно делать в каждой партии. В целом, можно сказать, что 80-90% из всех возможных ходов в начале партии достаточно хороши.

Как говорилось на прошлой неделе, хорошие ходы повышают ценность камней уже выставленных на доску. На протяжении нескольких недель мы рассматривали начальную стадию игры сильнейших игроков 20-го столетия для того, чтобы рассказать о некоторых идеях подхода к игре. Стиль, который подвержен временным причудам, меняется со временем. В последние два десятилетия был популярен романтический стиль, сейчас превалирует стиль драматической борьбы.

Тё Тикун, которому сейчас 51 год, был на вершине го в течение трех десятилетий. Он родился в Южной Корее, но является продуктом японского го, выигрывал почти все титулы по крайней мере один раз и стал первым игроком, который заработал больше 100 миллионов иен призами за год. Его стиль ориентирован на территорию, прагматичен и быстр. Посмотрим на недавнюю партию между ним и Мимурой Томоясу, 9 дан. Тё играл черными.

Д.1 (ходы 1-28). После хода б. 10 ход в 21 был бы джосэки, но черные переключились на 11, чтобы ускорить темп. Белые могли бы играть в «А» или «В», но есть риск, что черные первыми сыграют наверху в «С». Следовательно, белые пытаются перехватить инициативу ходам 12 и 14, но черные выбрали вариант, в котором получают территорию в сэнтэ (без потери темпа), что позволило им вернуться и сыграть 21. Стиль Тё состоит в том, что бы сначала обеспечить себе территорию, а потом разрушать сферы влияния противника. Белые сыграли 22 и 24, чтобы занять левую сторону. Черные построили базу наверху 25 и 27. Ходом 28 белые устроили гигантскую сферу влияния, но она с дефектами. Как черным справиться с этим влиянием?

Д.2 (29-57). Сначала черные отрезают центральную группу ходами 29, 31 и 33, потом берут дополнительную территорию ходом 35 (см. R.1). Отмеченные камни черных слабы, но черные пытаются получить еще территорию ходом 37 и далее. Выглядит опасно для черных, но и у белых есть риски. Если белые не смогут эффективно атаковать камни черных, то проиграют партию. Поэтому, вместо начала всеобъемлющей атаки белые ходом 46 занялись отрезанием связей черных с центром. Это создало угрозу «А», которая может усилить отмеченные камни белых. Но черные продолжают набирать очки ходами 51 и 53. Белые ходом 54 лишают черных базы. Черные немедленно бегут в центр.

R.1. В ретроспективе белым следовало объединить свои прочности комбинацией, начинающейся с хода 1. К ходу 13 белые строят прочную стену и готовы к созданию обширной сферы влияния ходом в «А». Если черные предотвращают это ходом 14, то белые начали бы крупную атаку наверху 15-19. Положение кардинально изменилось, и у белых для борьбы прочная позиция.

Д.3 (58-97). На этой диаграмме у черных две группы слабых камней, они отмечены. Сильной стороной игры Тё является то, что он всегда готов пожертвовать некоторые камни. У него так же есть способность чудесным образом спасать слабые группы, неутомимо искать лучшие ходы, он безупречно выбирает момент для нужного хода и обладает огромным боевым духом. В партии белые поддерживали хорошую атаку, но завели себя в тупик ходом 90. После хода 95 черные получили глаза в районе «А» и «В», а после хода 97 глазную форму в районе «С» и «D». В партии черные сохранили преимущество в территории и смогли выжить на правой стороне. Черные довольно легко довели партию до победы.

R.2. Когда черные сыграли 1 (59 на Д.3) они в полной мере были готовы пожертвовать три отмеченные камня. Если белые соединяются 2, то черные форсируют обмен 3 на 4, и получают дополнительную территорию ходом 5. В партии белые сумели воспротивиться этому.

Вывод. Многие игроки восхищаются стилем Тё и пытаются воспроизвести его. Но гибкость, видение доски и невозмутимость перед лицом сильной атаки неподражаемы. Даже профессионалы считают, что подобный подход и стратегию трудно воспроизвести. Я рекомендую сначала стать профессионалом, и лишь потом пытаться подражать Тё Тикуну.

Полную запись партии можно посмотреть на виртуальном гобане.



7 июля 2007


Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)





Яндекс.Метрика