Волшебная игра го

В возрасте 13 лет Ziteng Shan из Китая выиграл все восемь партий в 28-м Чемпионате Мира по Го среди любителей. Представитель Южной Кореи Dong Ha Woo и Хиронобу Мори из Японии выиграли по семь партий. Среди представителей Европы самое высокое место занял Кристиан Поп из Румынии, он выиграл 6 партий и занял четвертое место. Всего участвовало 68 игроков из такого же количества стран, это был самый крупный по количеству участников турнир. Подробности можно посмотреть по адресу www.nihonkiin.or.jp/amakisen/worldama/28/

(От переводчика. Россию представлял Андрей Кульков, занявший призовое 10-е место с пятью победами)

В го содержится несколько сложных концепций, в том числе и правило ко. Это правило делает игру волнительной и усложняет как стратегию, так и тактику го. Вместо того, что бы только просчитывать на несколько ходов вперед, требуется размышлять о долгосрочных возможностях форсированных последовательностей и проблем, возникающих в связи с возможностью сделать два хода подряд.

Д.1. Давайте повторим то, что мы узнали о ко на прошлой неделе. Отмеченный камень в атари, т. е. у него осталась одна степень свободы и его можно захватить следующим ходом. Камень, находящийся в такой опасности захвата мы будем называть «горячим».

Д.2. Черные могут захватить отмеченный камень ходом 1.

Д.3. После захвата отмеченного камня возникла новая позиция. Можно задать себе вопрос — не в опасности ли отмеченный камень? Да, он в опасности, у камня одно дамэ, но правило ко запрещает захватывать его прямо сейчас. Правило ко гласит, что позиция на доске не может повторяться. Это означает, что перед тем как захватить камень черных белые должны сыграть в другом месте доски, чтобы позиция изменилась.

ко борьба

Д.4. В примере, приведенном на прошлой неделе, белые могли сыграть 2, угрожая смертью черной группе. Если черные ответят 3, чтобы спасти ее, то позиция на доске изменится. Следовательно, белые теперь могут захватить отмеченный камень черных. Мы так же узнали, что ходы типа б. 2, которые делают с целью нанести угрозу и на которые нужно отвечать, называются ко угрозами. После хода белых 4 наступает очередь черных думать о том, где наносить свою ко угрозу.

Д.5. Посмотрим, как это используется на практике. Ходы 1—9 можно встретить в современном го. Сложности начинаются тогда, когда белые берут в клещи 10, а черные играют 11 и 13 с целью стабилизировать свои камни. По многим причинам белые играют 14, черные отвечают 15, но сейчас мы рассмотрим только результат. Ход черных 17 — ко угроза. Теперь у белых два варианта на выбор: игнорировать ко угрозу и закрыть ко, или ответь на ко угрозу.

пример ко борьбы

Рассмотрим оба случая.

Д.6. Если белые решат закрыть ко ходом 18, то черные извлекут прибыль из своей угрозы и ходом 19 заберут верхний левый угол. Теперь белые должны защититься 20. Черные могут пригрозить атакой, сделав ход в «А», или распространиться 21. Этот ход нацелен на использование отмеченных камней, которые продолжают нести службу. Кандидаты на дальнейшее действия: ход черных «В» соединяет камни понизу, комбинация ч."С", б."D", ч."Е" начинает борьбу, ход ч."F" изолирует и атакует отмеченный камень белых.

Д.7 (ходами б. 22 и ч. 25 пробивается ко). Если белые отвечают на ко угрозу ходом 18, то черные пробивают ко ходом 19. Ходом 20 белые нейтрализуют самую большую угрозу, но черные не сдерживаются и ходом 21 делают ко борьбу еще дороже. Естественно, белые пробивают ко ходом 22. Черные должны найти еще одну ко угрозу, например 23. После ответа белых 24 черные снова пробивают ко ходом 25. У белых нет ко угроз, но хороший ход 26 нейтрализует все камни черных в этой части доски и приносит немало территории. Теперь черные завершают ко борьбу ходом 27. Черные выиграли ко борьбу но не добились выдающегося результата. Белые проиграли ко борьбу, но получили достаточно территории наверху слева. Оба игрока удовлетворены.

анализ ко борьбы

Решение задач прошлой недели

S.1.

А) Ходом 1 черные начинают ко борьбу. Естественно, что белые сразу же пробивают ко ходом 2, ведь на кону стоит целая группа белых.

В) В какой-то момент черные должны начать ко борьбу и чем раньше, тем лучше. Белые захватят камень ходом 2. Вопрос в том, что произойдет дальше?

С) Ходы ч. 1 и 3 хорошая комбинация. В обоих случаях их камни захватываются белыми. Теперь посмотрите на R.1.

D) У черных нет выбора — только начинать ко борьбу. Если они не сделают этого, то белые сыграют 1, а потом 2, создавая смертельную форму.

R.1. Оба отмеченных камня белых в атари. Теперь черные пробивают ко ходом 1. Но даже если у белых есть ко угроза, черные могут захватить второй камень находящийся в атари. Белые не могут выиграть обе ко борьбы. Эта ситуация называется двойное ко.

решения

Задача

Задача 1. На прошлой неделе была предложена задача D. Мы вкратце упомянули о различиях между японскими и китайскими правилами. По японским правилам такая группа считается безусловно погибшей. Доказательство основано на том, что черные могут сделать ходы до 7 в любой момент, когда пожелают, а белые ничего не могут сделать. Подразумевается, что черные могут предварительно закрыть все ко угрозы. Важно то, что произойдет дальше, после того как белые захватят четыре камня ходом 8. Как играть черным?

задачи


9 июня 2007


Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)





Яндекс.Метрика