Волшебная игра го

Правило коми в го

В большинстве игр, в том числе в шахматах и в шашках, игрок, делающий первый ход имеет преимущество. Это верно и для го на протяжении всего 3000—4000 летнего времени существования этой игры. Но для го была придумана система, компенсирующая преимущество первого хода черных в виде компенсации очками. Эти очки называются коми. Черные давали 4.5 очка в начале партии. Половина очка дается для исключения ничейного результата. Это коми увеличивалось до 5.5, а теперь в большинстве случаев используется коми 6.5. В некоторых турнирах играют с еще большим коми, а в других позволяют игроку выбирать цвет, которым он хочет играть. Официальное изменение коми до 6.5 очков было основано на мнении большинства сильнейших в мире игроков.

Д.1. Давайте посмотрим на стандартную доску 19×19. Теперь предположим, что белые повторили позицию черных до хода 10. В ответ на 11 они сыграли 12, а на 13 ответили 14. После хода 15 ясно, что территория черных больше, чем территория белых. Кажется, что белые делали естественные ходы, но в результате оказались позади. Естественно, что у черных есть преимущество первого хода, но все равно перевес слишком велик.

начало го партии

Д.2. После симметричных ходов до 11 белым следует играть 12. Понятно, что этот ход равен по важности ходу 11. Теперь черные могут ограничить влияние, исходящее из левого нижнего угла ходом 13, а белые то же самое сделают ходом 14. До этого момента результат равный. Это плохие новости для черных, т. к. они уже дали белым коми 6.5 очков.

Вывод. Из двух этих диаграмм видно, что белым не стоит следовать по стопам черных, даже когда у них есть коми 6.5 очков. Нужно иметь свой план игры. С другой стороны черные не должны надеяться на преимущество первого хода. Им нужно играть агрессивнее, чтобы удержать лидерство и компенсировать 6.5 очков коми. Это приводит к разному стилю игры за белых и за черных. После, казалось бы, незначительного изменения коми с 5.5 до 6.5 очков, черные стали играть агрессивнее, чтобы скомпенсировать дополнительное очко. Это хорошая новость для болельщиков.

Д.3. Это интересная партия между Такао Синзди и Такэмия Масаки за титул Тэнген. Как вы видите, камни белых стоят высоко, за исключением камня 8 на второй линии. С другой стороны, у черных три камня на второй линии и один на первой. Это вполне заурядные ходы, а нормальными будут показанные на R.1.

начало го партии

R.1. Если белые на ход 1 отвечают 2 и 4, то черные построят прочную позицию к ходу 5. Такэимя, который играл белыми, любит строить большие сферы влияния в центре. Видимо, перспектива создать условия для вторжения в область между отмеченными треугольниками и отмеченными крестиками группами камней белых не вдохновила черных.

Д.4. Белые продолжают расширять свой центр 26-34. Следующих ход черных 35 очень поучителен. Он ограничивает возможности белых по развитию в центре, одновременно изолируя отмеченные камни белых. Хотя ход 35 и не дает территории сам по себе, он разрушает территорию белых и готовит атаку.

анализ го партии

Полную запись партии можно посмотреть на виртуальном гобане


Решение задач прошлой недели

S.2. В каждой из позиций «А», «В» и «С» черные уменьшают глазное пространство а затем наносят удар в жизненно важную точку, предотвращая построение глаз белыми. См. R.2 если вы удивлены результатом полученным после хода 4 в позиции «А».

R.2. Даже если белые сыграют 6 (и 8), в конце концов они должны будут соединиться в точке «А», т. к. трем камням угрожает захват. Следовательно, пункт «А» не является глазом. Такой пункт называется «ложный глаз».

решение задач в го

Новая задача

Задача 1. Черным привиделась жизнь в этой ситуации. Но в этой форме есть смертельный изъян. Как играть белым, чтобы захватить черных?

го задача


23 мая 2007



Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)





Яндекс.Метрика