Волшебная игра го

Го. Цель игры

Цель некоторых игр проста, захватить весь материал противника или самую главную фигуру — короля или флаг. Начинающие могут понять эту концепцию немедленно, и это приносит им моментальное удовлетворение. Борьба за жизнь и смерть несет чувство опасности, ходы и партия волнуют, захватывая основные инстинкты. Естественно, в го тоже содержатся эти элементы, потому что камни, а и иногда огромные группы, могут быть захвачены, если у них нет двух глаз, и это может привести к немедленному окончанию партии. Но го похоже на полномасштабную войну. На войне захват моста или стратегической высоты может стать жизненно важным для наступающего подразделения, но если это сопряжено с очень тяжелыми тактическими потерями, то иная стратегия может иметь больший успех. В своей основе го ближе к экономике. Нужно следить за тем, чтобы ваши камни взаимодействовали эффективнее, чем это происходит у камней противника. Посмотрим, как это работает на практике.

Задача 1. Уже после нескольких ходов стало ясно, что черные ходили по всей доске, в то время как белые сконцентрировались на левой верхней части. Как вы думаете, кто выиграет? Представьте себе финальную позицию, в которой черные и белые оформят границы своих территорий. После этого проведите оценку счета.

S.1. Ходы до 52 одно из возможных продолжений партии. После подсчета получается, что у черных 81 пункт территории, а у белых только 36. Белые могут сыграть лучше, чем в этом примере, но все равно черные выиграют с большим отрывом. Ни одного камня не было захвачено, поэтому легко понять, что белые камни располагались менее эффективно, чем черные.

пример го партии

Д.1. Посмотрим на первые ходы с другой точки зрения. Камни белых 2, 4 и 6 сконцентрированы слева вверху. Черные сделали первый ход наверху справа, потом внизу слева, а третий ход внизу справа. После хода 14 очевидно, что черные расставили камни эффективно, каждый из камней играет свою роль на доске. Камень белых 2 стал бессмысленным после ходов 4 и 8, а после хода 10 камень 6 стоит не оптимально. То же самое можно сказать о камне 8, после хода 14, ретроспектива показывает, что его можно было бы поставить в другом месте. Треугольниками отмечены границы потенциальной территории. Так что уже на этой стадии партии позиция белых стала столь неэффективной, что у них нет надежд на выигрыш.

Д.2. На этой диаграмме, после захвата правой стороны, черные внезапно начали развивать центр ходами 15—19. Тем временем белые укрепили верхнюю и нижнюю часть и защитили угол (и сторону) ходом 18. Кто выиграет, как вы думаете?

простая партия в го

Д.3. Сначала белые грозят вторжением в центральную территорию черных ходами 20, 22 и 24. К тому же эти ходы укрепляют сторону, верх и низ позиции белых. Затем белые начинают разрушать правый верхний угол и грозят нижнему углу ходом 30. Тем не менее, черные не отдают центр ходами 31, 35 и 37. И, наконец, они защищаются 39 и далее. Какой результат этой партии? Попытайтесь не считать очки, только дайте свою оценку на основе ощущений от взгляда на эту позицию.

Д.4. Посмотрим на конечную позицию, видно, что черные отрезали два камня белых (22 и 24) в центре, кажется, что работа проделана хорошо. Теперь, не подсчитывая, оцените количество очков у каждой из сторон. Кто выиграл по вашему мнению? Если ваша оценка верна, то вы получите 37 пунктов территории у черных плюс 2 пленных, итого 39 очков. У белых 61 пункт территории. Разница 22 очка. Как такое произошло?

партия в го

Д.5. Эта диаграмма была показана на прошлой неделе и несла туже мысль. Эффективнее всего располагать камни недалеко от угла доски, в то время как самый неэффективный путь получения территории это построение ее в центре. На Д.5 черные потратили 36 камней, чтобы получить 39 пунктов территории, чуть больше одного очка на ход. Белые потеряли два камня, но даже если учесть их, то они захватили 61 пункт при помощи 35 камней, чуть меньше двух очков на ход. Иными словами, черные потратили слишком много камней на построение территории в центре.

Задача 2. Не будем забывать о задачах на жизнь и смерть. Как играть черным в случаях «А», «В» и «С», чтобы убить группы белых? Убить — на языке го игроков означает лишить группу камней возможности построить два глаза, то о чем мы говорили на прошедших двух неделях.

го задачи


15 мая 2007



Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)





Яндекс.Метрика