Волшебная игра го

Каждый временами сталкивается с затруднениями. Это в природе вещей. У одних неуклюжие попытки разрешить проблему только усугубляют ее, а у других напротив находится мастерское решение. У некоторых есть чутьё на решения проблем, но большинство из нас полагаются на метод проб и ошибок, учатся разбираться с проблемами на основе этого метода. Некоторые методы требуют отказа от идеи личного опыта и отбрасывания привязанностей. Это облегчает маневр и приводит к успехам на жизненном пути, дает надежду на прогресс в достижении достойных целей.

Сабаки в го

Для искусного управления сложной ситуацией в го используется метод сабаки. Он содержит в себе ряд приемов для построения легкой, гибкой формы, а так же форм приносящих глаза, одновременно грозя слабостям в построениях противника. Сабаки часто предполагает для достижения цели жертву одного или более камней.

Д.1. Продолжим анализ партии на кубок NHK между Тё Тикуном (черные), обладателем титула Дзюдан и Ханэ Наоки, нынешним обладателем кубка NHK. Сильная сторона Тё в том, что он захватывает как можно больше территории вынуждая противника строить прочности и сферы влияния. Затем, выжидая момент непосредственно перед тем, как противник сможет превратить влияние в территорию, Тё вторгается и разрушает сферу влияния. Для этого требуется высокое искусство сабаки, ведущее к сложной задаче на выживание, которая к тому же долго существует на доске. Ходом 1 черные начали манёвр. Белые не ответили соединением в «А», а отпрыгнули 2. Заметим, что черные не разрезали – фактически разрезание или соединение в этом случае бессмысленно. Вместо этого они легко отпрыгнули 3, 5 и 7, в то время как белые медленно затягивают сети. (См. R.1). Белые ходом 8 применяют еще один вид атаки – мотарэ ( дословно: навалиться, облокотиться, привалиться). Черным нужно укрепить свои камни ходами 9-17, но к ходу 18 белые тоже становятся прочнее. Черные продолжают бег 19, угрожая прыгнуть на верхнюю или на правую стороны. Белые атакуют с тыла 20, но черные продвигаются в территорию наверху 21, 23 и 25. Ход белых 26 прекрасен. Черные не могут соединить свои камни ходом «В». Почему? См. R.2.

анализ го партии

R.1. После прыжка черных 1, разрезание 2 выглядит интересно, но черные скорее всего пожертвуют своим отмеченным камнем ради построения прочной формы в центре 3-7. Сравните, белые потратили очень много камней (включая отмеченные) для получения слишком маленькой территории. Это противоречит атакующему предназначению прочности.

сабаки в го
го сабаки

R.2. 1 – жизненно важная точка для построения глаз в центре. Если белые ответят 2, то черным следует играть 3. После хода ч.9 черные, вероятно, без труда построят глаза. Если белые соединятся 7 (вместо 6), то черные прыгнут 9, и белые должны будут как-то спасать свои отмеченные камни.

Д.2. Черные не могут играть 36. Если они сделают такой ход, то белые сыграют 33, чтобы получить миаи разрезания «А» и «В». Т.е. если черные играют «А», то белые ответят «В» и наоборот. Следовательно, черные играют 31 и 33, чтобы не дать белым занять жизненно важную точку 33. Перед белыми встала проблема, если они не захватят всю группу черных, то проиграют партию. По этой причине они сыграли 36. Но после хода 37 камни белых наверху выглядят слабыми. Ходы ч.39 и 41 нацелены на слабость «D» и защищают от огромного хода «С». См. R.3. Хорошим ходом 42 белые разрушают глазную форму черных, получают территорию и грозят соединением «Е». Тё Тикун пожалел о ходе 47. Это адзи-кэси, ход, который лишает возможностей. Следовало вторгаться «F» или прилипать 48. После хода 59 у черных не видно глаз. Комментарий к ходу 36 так же применим к ходу 60. Никогда не надо атаковать излишне активно. Но черные все равно не выглядят живыми. Как продолжать черным?

партия в го
го сэнтэ

R.3. Если черные сделают стабилизирующие ходы 1 и 3, то белые сыграют 2 и 4. После ч.5 вульгарный ход белых 6 приносит сильную головную боль. Во первых, «В» становится сэнтэ, создавая возможность белым прыгнуть даже в «С». Тем временем территория черных сократилась. Это постоянная проблема вторгающегося (черных, в данном случае), бегая по доске, сохраняя группу вторжения, он вызывает попутные разрушения у других своих групп.

Решение задачи прошлой недели

решение го задачи

S.1A. Благодаря присутствию отмеченного камня, белые могут играть 1, 3 и 5. Последний ход отличается от хода в решении прошлой недели.

S.1B. В этот момент у черных три возможности: «А», «В» или «С». Если «А», то белым следует играть «В», и черные не могут соединиться «С». Если «В», то белые играют «А» и опять черные не могут соединиться «С». Если «С», то белые смогут сыграть «А» или «В» и у черных неприятности. Так что группа черных гибнет без ко.

Новые задачи

го задача

Задача 1. Как играть белым, чтобы захватить черных? Будьте осторожны с последовательностью ходов.

Задача 2. Как играть черным, чтобы захватить белых?



14 марта 2007



Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика