Волшебная игра го

Каждый раз, сортируя информацию, вы неизбежно сталкиваетесь с проблемой, что разместить вначале, что следом, что на третьем месте и так далее. Естественно, в голову приходят классификации по хронологии, по типу, в алфавитном порядке и по другим классам, но когда информация все время меняется, ее важность часто определяет наивысший приоритет. Но что важно? Отделение сигнала от шума – задача, с которой мы встречаемся ежедневно. Игры, схожие с го, с их множеством возможностей представляют так много информации, что очень трудно понять, какая из них важная. Обычно присутствует масса витающих в воздухе решений, которые нужно разобрать по приоритетам и безотлагательности. Если вы уже играете в го на уровне дана, то вы можете поднять свой уровень чаще размышляя о приоритетах и срочности.

Д.1. (1-31 соответствую ходам 61-91). Продолжим разговор о партии, который мы начали две недели тому назад. Матч за самый престижный титул японского го – Кисэй, обладатель титула Ямасита Кэйго, претендент Сатору Кобаяси (черные).

В этот момент две отмеченные группы черных в опасности, и черные грозят отрезать отмеченную группу белых ходом «А» и еще одну группу ходом в районе 2. В то же время, черные должны атаковать два отмеченных камня белых в центре. Почему должны? Вы знаете изречение: «Лучшая защита, это нападение», а почему оно верно? Го профессионалы, например, не любят убегать, потому что это быстрый путь к поражению. Они всегда пытаются так или иначе найти слабости в позиции оппонента и использовать их, т.к. группы сильны или слабы только по отношению к окружающим их группам.

В любом случае ход ч.1 усиливает камни черных в центре и грозит разрезанием, вызывая ответ белых 2, и оправдывает ход ч.3, который усиливает позицию черных слева. Но это дает белым шанс дать сдачи 4. Ходы 5 и 7 – сильная комбинация, нацеленная на разрезание «А». См. R.1. Следующий важный ход белых 10, т.к. он занимает жизненно важную точку, которая может принести глаза и белым, и черным. Здесь у черных нет выбора – только бежать 11. Теперь большая группа черных на левой стороне стабильна, следующим приоритетом для белых становится группа отмеченных камней внизу и белые играют 12, чтобы присоединить ее. Перехватив инициативу, черные отрезают белых ходами 13 и 15 в сэнтэ. Черные выбегают 17 и 19, ослабляя позицию белых, и заставляют их соединиться 20. Далее черные усиливают свои камни ходами 21-25, одновременно создавая давление на камни белых в центре. Естественно, белые бегут 26. Но ход черных 25 плохой. Им следовало самим играть 26.

См. R.2. Однако, после робкого хода черных 25 борьба не утихает. У черных и у белых есть слабые группы, и все они борются за свое спасение.

R.1. Если после хода ч.3 белые попытаются блокировать 4, то черные смогут соединиться 5 и 7, отрезая белые камни. Такой вариант белыми даже не рассматривается, т.к. он совершенно непригоден. Между прочим, перед защитой 3 черным следует устроить обмен 1 на 2, как и было в партии. Если они сначала защитятся 3, то потом на давление 1 не последует ответа 2. В этом случае белые продлятся «А».

R.2. Черные могут поймать белых ходом 1. Если белые попытаются бороться за выход на свободу ходами до 12, то черные защитят свои пограничные камни от захвата ходами 13, 15 и 17. Ход б.20 кажется опасным, но черные убегают после хода 21. На попытку белых захватить «А» черные ответят последовательностью «В»-«F». Черные убегут, а белые камни в центре погибнут.

Д.2 (32-63 соответствуют ходам 92-123 в партии). После хода 32 черные разрезали 33-41. В комбинации 38 и 40, так же как и в 37, 39, и разрезании 43 содержится квинтэссенция ходов профессиональных игроков в го. Движение борьбы поддерживается множеством дрейфующих безглазых групп. Хотя это и действует на нервы, оба игрока любят такое го, и такой стиль привлекает зрителей.

Решение задачи прошлой недели

S.1. Все ходы 1-20 на Д.1 выражают важность отмеченных групп вовлеченных в игру и сделаны в порядке важности.

S.2. Обычно, первое, что следует рассматривать при попытке атаковать – ограничение глазного пространства. Ход ч.1 направлен на это. Ходом 2 белые занимают жизненно важную точку, но ходы ч.3 и 5 лишают белых второго глаза. Теперь камень 3 соединится ходом в «А» или «В».

S.3. Ход ч.1 ограничивает глазное пространство, а 3 занимает жизненно важную для построения двух глаз точку. Ходы 4 и 6 – самые сильные за белых, но ход 7 ловкий, т.к. создает белым дамэдзумари (недостаток степеней свободы), и они не могут играть в «А».

R.3. Ходы 1 и 3 выглядят как хорошая комбинация, но заклинание не работает, т.к. ходы 4 и 6 – сэнтэ. Если черные упорствуют и занимают критическую точку 7, то ход 8 отрезает три камня черных. Наоборот, если черные играют 7 в 8 или в «А», чтобы защитить свои камни, то белые строят два глаза 7.

Еще задача на жизнь и смерть в го

Задача 1. Белые начинают и должны попытаться захватить группу черных.



28 февраля 2007



Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика