Волшебная игра го

При нынешнем уровне развития компьютерной техники, робототехники и программного обеспечения легко поверить в то, что компьютеры могут сделать почти всё. Но, даже самые мирские задачи, такие как одеть себя, позавтракать или даже просто пройтись ставят роботов в тупик. По словам главы Microsoft Corp Била Гейтса, распознавание образов, навигация и самообучение машин – трудоемкие задачи для роботов и хотя заметен огромный прогресс в этой области, основные проблемы остаются нерешенными. А именно, координация и обработка данных от множества сенсоров и других устройств ввода информации, которые поставляют информацию о перемещениях в изменчивой и интерактивной окружающей среде. Одновременная обработка этих данных и выдача подходящих команд позволяющих роботу соответствующим образом перемещаться называется параллелизм. Гейтс надеется зажечь искру в робототехнике, которую в компьютерной индустрии зажег язык программирования Basic. Тем временем у нас в го есть своя проблема параллелизма, когда мы применяем нечеткую логику, для того чтобы противопоставить наши знания интерактивной ситуации, которая всегда уникальна.

Д.1. Продолжим разбор партии (который мы начали на прошлой неделе) между обладателем титула Ямаситой Кэйго и претендентом Сатору Кобаяси (черные) в 31 матче на титул Кисэй.

го

После того как белые разрезали отмеченным камнем, у черных есть несколько вариантов ответа (см. R.1 и R.2). Но они не хотят без пользы терять свой отмеченный камень, хотят заставить его работать, взаимодействовать с другими камнями, чтобы атаковать белых. По этой причине черные выбрали последовательность до 13. Вскоре после этого черные разрезают 23, с целью получения превосходства в центре. Белые игнорируют это и вторгаются 24 и 26, заставляя черных защитить левую сторону ходами 27-31. Теперь белые готовы начать борьбу в центре ходом 32.

играть в го

R.1 (черные 15 в 3). В ответ на ход отмеченным камнем черные обычно отвечают 1. Ходы до 15 – джосэки. Ход 15 сделан на месте захваченного камня 3. Но в данном случае этот результат не хорош для черных, т.к. белые могут отрезать отмеченный камень ходами «А» или «В». Белые также могут играть «С» и «D» в сэнтэ (черные обязаны ответить на эти ходы) и подготовить сильное вторжение «Е» с целью отрезать отмеченный камень черных.

R.2. Ходы 7 и 9 начинают относительного новое джосэки, которое становится сложным после разрезания белых 12. Этот ход ведет к упорной борьбе. Подчеркнем, что отмеченный камень черных стоит не в самом лучшем месте, а значит, что это почти потерянный ход.

игра го
анализ в го

Д.2. Давайте кратко оценим позицию. Черные угрожают сыграть «А», за этим могут последовать ходы б.«В», ч.«С», б.«D», ч.«Е» и б.«F», что приводит к ко борьбе ставящей в опасность все белые камни. Белым нужна уверенность в том, что два их камня в центре смогут убежать. Это сложная задача отдельная задача. С другой стороны, отмеченные камни черных слева тоже в опасности, так как белые могут сыграть «G», за этим последует ч.«Н», б.«I», ч.«J», б.«К», ч.«L», б.«М», ч.«N» и б.«О», что приводит к локальной смерти черных. Они могут убежать, проблема в том, что смогут ли они это сделать всеми камнями?

го анализ

R.3. Черные так же могут разрезать 1, 3 и 5. Но у белых есть блестящее тэсудзи 6 и 8 оставляющее черных только с четырьмя степенями свободы после хода 12. У отмеченных белых камней тоже только четыре дамэ и ход черных, но им нужно сделать еще один приближающий ход в этой ситуации. Так что черные проиграют этот сэмэай.

Решение задачи прошлой недели

S.1. На Д.1 приведен правильный ответ на задачу о том, что делать после взаимного разрезания белых отмеченным камнем. На R.1 и R.2 приведены дополнительные пояснения.

Новые задачи

Задача 1. Попробуйте объединить всё сказанное выше о разных отмеченных камнях и группах. Расставьте приоритеты, проанализируйте варианты и выберите – что должны делать черные.

задачи в го
го задача

Задача 2. Решая задачи на жизнь и смерть в го следует размышлять о расширении или уменьшении глазного пространства, жизненно важных точках, тэсудзи, дамэ и т.д. Определите, что важно в этой задаче и найдите правильные ходы черных захватывающие группу белых.

Задача 3. Как черным использовать критерии, упомянутые в задаче 2, чтобы захватить группу белых?



21 февраля 2007



Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика