Волшебная игра го

Серьезные решения часто принимаются на основе интуиции, с объективным риском съехать на обочину. Для того, чтобы выбрать лучший из двух вариантов, некоторые книги рекомендуют систему, в которой «за» и «против» приводятся в виде чисел, определяющих вес параметра, и вариант набравший наибольшее количество очков побеждает. Есть иной подход – перечисление всех «за» и «против» вне зависимости от веса аргументов и выбор того варианта, у которого список получится длиннее. В го, система называемая тэвари, позволяет игрокам анализировать основные структуры изменением последовательности ходов и удалением лишних камней.

27 декабря прошлого года мы начали анализ партии между О Мэйеном и Кобаяси Сатору на кубке NEC, турнире в котором на размышления над ходом дается только 30 секунд, хотя игрокам можно потратить по минуте на 10 из всех ходов партии. Времени мало, но темп делает игру волнующей и первый приз в 15 миллионов иен хороший стимул.

Д.1 (ходы 1-34 соответствуют ходам 75-108 в партии). Ходом 1 черные убивают белый отмеченный камень и готовят вторжение с интересной техникой 11-19. После этой комбинации, черные могут иметь ввиду начало ко борьбы ходом «А», так что территория белых наверху не так широка, как это кажется после хода 22. Ход 5 имеет нацелен на построение жизни на левой стороне при помощи комбинации 23-29 за счет использования адзи отмеченного камня. Если эта группа выживает без проблем, то черные слегка лидируют (см. R.1). Однако, белые наносят удары 30, 32 и 34, полностью запутывающие исход партии. Именно это и было замыслом белых когда они делали ходы 20 и 22. Возвращаясь назад, после хода 10 черные должны были играть в районе пункта «А».

анализ партии в го
анализ партии в го

R.1. После хода 1, если белые блокируют 2, то последовательность до хода 10 почти форсирована, и позволяет черным комфортно выжить к ходу 13. После хода 14, белые могут играть в другом месте.

Д.2 (35-59 соответствуют ходам 109-133 в партии). От переводчика. К сожалению, в оригинале текст и диаграмма не соответствуют друг другу. Запись этой партии мне тоже не удалось найти. Я решил не публиковать ни того, ни другого.

Тэвари

тэвари в го
тэвари в го
тэвари в го

Д.3. Большинству игроков сильнее 5 кю знакомо это джосэки. Но вместо услужливого хода 5 черные могут играть в другом месте доски.

Д.4. Например, черные могут сделать ход неподалеку 5. А что будет, если белые сыграют 6 с целью занять угол?

Д5. Если у белых есть камень в пункте 3-3, то большинство 5-х кю узнают это джосэки. Вам не кажется, что позиция белых низкая? В действительности, результат равный.

Д.6. Что вы скажете об обмене 1 на 2? Смотрится пассивно за белых, и черные довольны таким обменом. Теперь сравните эту позицию с Д.4, и вы увидите, что результат тот же самый, но с иной последовательностью ходов.

Д.7. Белые ответили не ходом «С» и тогда ход ч.1 становится хорошим. За ним могут последовать ходы ч.«А», б.«В», ч.«С» и б.«D», ставящие белых в низкую позицию. Что вы теперь думаете о Д.4?

Решение задач

Две недели тому назад мы спрашивали, что лучше, позиция на S.1A или S.1B?

решение го задачи

Посчитаем количество камней на S.1A. 11 камней у черных (вместе с захваченным в точке «А») против 10 у белых. На S.1B белым действительно нужно сыграть в «В», так что и у белых и у черных по 12 камней. Следовательно, S.1A лучше, т.к. белые сэкономили один ход, что на данной стадии партии оценивается более чем в 10 очков.

Более серьезная проблема в том, что в позиции на S.1B лестница должна быть в пользу белых. Но т.к. очередь хода за черными, они могут поставить прерыватель лестницы в удобном для себя месте и неудобном для белых – не благоприятная ситуация для белых.

решение го задачи

S.2. Если белые сделают ход в районе 1 или «А», то обмен отмеченными камнями станет плохим для черных, т.к. их камень погибнет, а белые расширят свою территорию.


Новая задача

го задача

Задача 1. В этой последовательности ходов что-то не так, хотя она и выглядит естественно. Найдите недостаток, используя тэвари. Сборник джосэки и поиск в Интернете могут вам помочь.


11 января 2007



Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика