Волшебная игра го

Кальвин Кулидж, 30й президент Соединенных Штатов Америки, сказал, что ничто не может занимать одно место постоянно. В соответствие с Кулиджем, нет ничего необычного в том, что талантливый человек не добивается успеха, а гений, не получивший вознаграждения – вполне обычное явление. Вдобавок, он сказал, что мир полон покинутыми образованными людьми, так что образование не решает проблему. Он утверждал, что лозунг «Press On» (Трудись упорно) решал, и всегда будет решать проблемы рода человеческого.

Это справедливо для сильнейших в мире го игроков. Естественно, у них у всех очень специализированные знания о самых причудливых вариантах розыгрыша в углу и о самых новейших фусэки. Все они могут просчитать сложные последовательности и добиться преимущества перед другими в сложнейших баталиях. Но, даже после неудачного старта, ужасной игры в тюбане (середина партии) и проигранной схватки, настоящий го чемпион борется до последнего очка, чтобы свести партию к победе с минимальным отрывом в половину очка.

Д.1 (7 – соединение на месте захваченного отмеченного камня). Претендент Такао Синдзи пытается отобрать титул Мэйдзин у Тё У и ведет со счетом 3-2. Давайте посмотрим на его непростую победу в половину очка при игре белыми. После хода 1 белые должны перед ходами 4-10 устроить обмен 2 на 3. Хотя это и приводит к потере очков в центре, но позволяет белым сделать ход 14. Назначение ходов черных 11 и 13 в том, чтобы сделать возможным ход 17 (см. R.1). Далее черные строят влияние 21-25 и переключаются на 27, ход, на который белые, казалось бы, обязаны ответить.

R.1. После хода черных 1 (хода, который значительно уменьшает глазное пространство белых), без ходов «А»-«D» сделанных в партии, белые могут захватить 2. Ходы 5 и 7 – сильная комбинация, но 8 и 10 захватывают группу черных. А все из за того, что нет камней в «А» и «С».

Д.2. Ходы 11-19 и 27 на Д.1 и 29-34 на этой диаграмме оставляют позицию неопределенной. В конце концов, белые присоединяют свою группу наверху, получают живую группу справа, по ходу дела отрезая 28. Захват двух отмеченных камней белых только подчеркивает, что два отмеченные камня черных использовались для выживания. В результате позиция у черных хуже. Ход черных 39 нацелен на прилипание «А», так что белые защитились 40. Затем черные начали новую борьбу 41-45, которая привела к масштабной схватке в центре.

Д.3. На прошлой неделе мы обсуждали основы фусэки Сюсаку и то, что косуми 2, 6 считалось хорошим в те времена, когда коми не было. Ответ белых 6 на ход черных 5 долгое время считался медленным. Однако, после увеличения коми до 6.5 очков эта стратегия стала еще более пассивной, расширяющей возможности белых. В партии сыгранной в 2004 году на кубке LG Kong Jie, игравший против Choi Cheol Han, ответил 6, получив интересное стратегическое мойо внизу, и комфортно выиграл партию.

Решение задач прошлой недели

Рекомендация – чтобы до конца понять решение воспроизведите ходы на реальной доске.

S.1. Ход черных 1 – правильный. Белые занимают жизненно важную точку 4, а черные могут построить ко 5. В действительности, т.к. ход 2 – ко угроза, белым следует делать его после начала ко борьбы.

R.2. Ход черных 1 ошибочный. Занимая жизненно важную точку 2, белые заставляют черных соединиться 3. Далее, белые могут начать сокращать глазное пространство черных. Заметим, что ход 4 не всегда лучшее решение для белых, т.к. после 6, черные смогут играть 7. Теперь в позиции получились два ко, и белые могут пробить одно «А» или другое «В». Такая ситуация носит название двойного ко, и группа черных считается захваченной. Компенсацией для черных является бесконечное количество ко угроз, если ко возникнет в другой части доски.

R.3. Иногда, после хода черных 3, правильным будет ответ 4. Он приводит к длинной последовательности. После хода 8 черные захватывают два камня ходом 9.

R.4. После захвата «А», белые пробивают 10. По японским правилам считается, что группа черных в такой позиции захвачена. Сложности возникают в том случае, когда белое окружение подвержено атаке. Тогда белые должны соединиться «А» и сыграть «В». Теперь черные захватывают четыре камня ходом «С», белые играют 10. Черные начинают ко «А», но белые пробивают его первыми.

S.2. После хода черных 1, белым следует играть 2 и 4. Единственная надежда черных – построение ко 3 и 5. Однако, белые могут начать ко ходом «А». Если черные нанесут ко угрозу и пробьют ко, то белые играют «В», начиная второе ко. Черные никогда не выиграют это двойное ко, так что они захвачены.

Новая задача

Могут ли белые избежать разрезания после хода 52 на Д.2? Могут ли черные захватить центр? Обдумайте эти вопросы до продолжения разбора партии на следующей неделе.



8 ноября 2006

Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика