Волшебная игра го

В го бывают партии без результата

Обладатель титула Мэйдзин Тё У улыбается. Ситуация становилась безнадежной, но не от этого он расплылся в улыбке. Смеется он потому, что ожидал неизбежный результат своей борьбы с Такао Синдзи, Хонинбо. Игра шла к ничьей, т.к. на доске могло возникнуть тройное ко. Тройное ко встречается один раз на 10000 партий или около того. Такао отнесся к случившемуся философски, но результат хорошо указывает на то, как соотносится сила игры противников.

Тё – великий композитор цумэ-го (задач на жизнь и смерть в го), и в этой партии, благодаря искусству обоих игроков, он показал одну из своих лучших задач. Возможно, поэтому он и улыбался в процессе партии.

Цумэ-го

Цель упорного решения задач на жизнь и смерть в го глубже, чем просто найти ответ. Вы научитесь представлять себе ходы в уме – способность ключевая для успеха во многих областях деятельности.

Д.1. Для сохранения базы или для построения прочной территории распространение по третьей линии работает великолепно, а четвертая линия прекрасно подходит для расширения сферы влияния. Еще одной причиной для игры по четвертой линии являются соображения баланса. Ход ч.«А», как в этом примере, нормальный и три камня (вместе с отмеченными) оказываются на третьей линии. Для баланса лучше распространяться 1 по четвертой линии. В дальнейшем черные смогут построить мойо (большую сферу влияния) на правой стороне.

Д.2. В данном случае черные поставили камень 3 на четвертой линии, чтобы одновременно соблюсти баланс и построить мойо. После того, как белые сыграли 4, черные ответили последовательностью 5-11. Т.к. белые выбрали следующим ходом 12, черные могут развить нижнюю сторону 13, 15 и, наконец, 17. Эту партию между двумя профессионалами выиграли черные.

Д.3. Продолжим разговор о цумэ-го. Чтобы захватить два камня белых черные могут сыграть 1. В результате у белых нет способа убежать. Если они будут пытаться сделать это ходом 2, то черные сыграют 3 и т.д., что приведет к построению лестницы, распространенного способа захвата камней. На ход белых «J» черные ответят захватом «К» всех камней. Это не сложная задача. Проблема возникает в том случае, когда есть белый камень на пути лестницы, в любой из точек «А»-«I».

Решение задач прошлой недели

S.1А. Для начинающих ход 1 достаточно хорош. Хорошим ответом на него будет ч.2, но белые смогут захватить 3 и 3. Но эта комбинация в готэ (с потерей темпа) и черные получают значительную территорию в углу.

S.1В. Сильные игроки рассмотрят вариант б.1. Если черные сыграют 2, 4 и 6, то белые захватят три камня 7, а черные получат намного меньше территории, чем в варианте S.1A.

S.1C. Но что будет, если черные на б.1 ответят 2 и 4? Не опровергнет ли этот ответ предыдущего варианта? Белые на это ответят прекрасным тэсудзи (искусный ход) 5. Черным требуется четыре хода, для того, чтобы захватить камни белых, а белым только три, чтобы захватить отмеченные камни черных. Следовательно, после хода 5 белые выиграли битву. Отвратительным продолжением за черных будет ход «А», за которым последуют б.«В» и ч.«С». Это приведет к ко борьбе, но перед тем как захватить белых черные должны подойти к ним с другой стороны «D», «Е» и «F». Безнадежный для черных вариант.

S.2. Жертва дополнительного камня 1 – хороший ход черных. Естественно, что белые попытаются захватить 2. В последовательности до 11 черные выживают в сэнтэ. Иными словами, инициатива останется у них.

S.3. Лучшим выбором за белых будет ход 1. Игру по третьей линии (на один пункт правее) нельзя назвать плохой или ошибочной, но ход б.1 создает более сбалансированную позицию.

Задачи

Задача 1. Видите ли вы, как эта позиция получается из S.3? У белых была слабая точка 1. Если лестница не в пользу белых, то они не могут играть 4 в ответ на ч.3, т.к. последует ч.5 и б.6. Как теперь черным захватить отмеченный камень белых?

Задача 2. Это сложная ситуация возникла в партии го профессионалов. Два вопроса:
Почему белые не сыграли 18 в «А»?
Как играть черным после б.18?



6 сентября 2006



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика