Волшебная игра го

Го, шахматы и компьютер

Чемпион Мира по шахматам Гарри Каспаров в 1997 году играл матч со специальной программой Deep Blue. Как считают некоторые, чемпиона мира по го ждет та же судьба. Но (если принимать в расчет только огромное количество возможных партий в го), несмотря на то, что мощности компьютеров возрастают в два раза приблизительно за каждые 18 месяцев, маловероятно, что компьютер будет способен сыграть осмысленную партию в го за будущие 100 лет. В шахматах компьютер может сводить позицию в середине игры к позициям из библиотекои шахматных окончаний. В го это невозможно из-за гигантского числа вариантов. Другой проблемой, с которой сталкивается компьютер, является нечеткая логика или интуиция. В ближайшие недели мы займемся задачами на расчет вариантов, в которых компьютер силен, но которые сложны для нас.

Распространения

Мы разбирали распространение по третьей линии. В основном этот прием используется для обеспечения жизни путем построения базы, либо для увеличения территории на стороне. В противоположность этому, распространение по четвертой линии обычно служит расширению влияния.

Д.1. В этой ситуации, черные могут играть 1, чтобы не дать белым построить симари (закрыть угол). Один из возможных ответов белых прилипание 2. С учетом присутствующего отмеченного камня ходы 2-7 смотрятся естественно. Заметим, что черные хотят получить стабильную группу, следовательно, выбрано низкое распространение.

го

Д.2. Из-за черного камня внизу справа ситуация иная. После ч.5 белые могут выбрать тот же вариант, что и на Д.1, последовательность до б.10, но теперь ответ черных 11 будет хорошей альтернативой ходу «А», т.к. обеспечивает лучшее взаимодействие камней черных.

го

Д.3. Такое стратегическое построение, когда черные первыми ходами 1, 3 и 5 занимают три точки хоси на одной стороне, называется санрэнсэй фусэки. В этой позиции очень немногие профессионалы сыграют «А» вместо 5, т.к. такой ход не поможет черным развиваться в центр в такой степени, как это сделает ход 5.

Д.4. Интересная позиция, когда все камни черных стоят по третьей линии, а все камни белых по четвертой. У кого больше территории? У черных 136 пунктов против 121 у белых. Черные выиграли 15 очков. Можно сделать вывод о том, что третья линия превосходит четвертую. Но белые поставили 48 камней против 56 черных. Так что в реальности такой позиции быть не может. Если вычислить эффективность каждого камня, то получим, что каждый черный камень принес 2.43 очка (136 деленное на 56), а каждый белый камень 2.52 (121 на 48). Различие всего в 0.09 очка на ход, тем не менее, профессионалы считают третью линию линией поражения.

Подведем итог. Третья линия, это линия территории и стабильности, а четвертую линию лучше использовать для развития и влияния на центр.

го

Решение задачи прошлого номера

S.1. Ход ч.1 поможет белым. Белые блокируют 2, и разыгрывается естественная последовательность 3-7. Даже после хода ч.7, у черных остается слабость «А», т.к. белые могут разрезать в этой точке. Далее белые могут захотеть сыграть «В», или «С», за чем последует ч.«D», б.«Е», ч.«F» и б.«G». В любом случае, белые камни наверху сильны после ходов 2-6. Это произошло из-за того, что черные не удержались и сыграли слишком близко к отмеченному камню белых, следовало играть «А» вместо 1.

го

Задачи

Задача 1. Ход белых. Как играть белым, чтобы захватить три отмеченные камня и освободить свой отмеченный камень? Есть два решения. Одно для начинающих, второе для опытных игроков в го.

Задача 2. Эта форма схожа с формой предыдущей задачи. Задача черных выжить. Как это сделать?

Задача 3. Белые должны каким-то образом стабилизировать свою группу справа. Обычно играют в центре симметрии «А» или «В». Здесь мы сталкиваемся с неясностями. Обсуждение, сопровождающее диаграммы 1-3 не дает ответа. В данном случае нужно рассуждать с точки зрения баланса. Детально этот вопрос мы рассмотрим на следующей неделе.

го


30 августа 2006

 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика