Волшебная игра го

Го – игра с нулевой суммой

На прошлой неделе мы сказали, что устойчивое развитие влечет за собой «комфортную эффективность» и означает отсутствие излишних средств или растраты ресурсов. В то же время недостаточное развитие может создать проблемы. Го это игра с нулевой суммой – каждая потеря противника означает ваше приобретение. Следовательно, принуждение противника развивать его камни не эффективно или слишком широко будет хорошей стратегией, т.к. его позиция может стать прочной, но не эффективной, либо дефектной и слабой.

Распространение

Эмпирическое правило: от одинокого камня по третьей линии следует развиваться прыжком через два пункта. При более крепкой позиции можно распространяться шире. Поэтому, если вы заставите противника распространиться не столь широко, то его позиция станет слабо развитой и узкой. Давайте посмотрим на некоторые примеры.

Д.1. Три черных камня на правой стороне формируют фусэки под названием санрэнсэй, три камня в точках хоси по одной стороне. Это хорошее фусэки для обучения игре в го, т.к. его базовые понятия просты. Основной идеей является построение большой структуры и приглашение противника к вторжению в нее. Далее следует бить в жизненно важные точки, удерживать инициативу, а в процессе строить свою территорию. В один прекрасный момент белые обычно приходят в точку 1. У хода ч.2 теперь две функции. Первая – предотвратить скольжение белых в угол. Вторая – заставить белых играть 3. После ч.4 белые должны как-то распространиться и обычно играют 5. От стенки нужно распространяться через три пункта, а именно в «А». Но отмеченный камень черных заставляет белых сделать «переконцентрированное» распространение 5. Следовательно, и форма белых переконцентрирована, и у белых пока нет соответствующей базы. В данном случае черные заставили белых сделать не эффективный ход.

го

Д.2. Это партия между обладателем титула Хонинбо Тё У (Белые) и Мэйдзином Йода Норимото. Белые распространяются 8, а черные 9. Затем белые играют 10, косвенно защищаясь от вторжения, укрепляя свой камень 2. Однако, черные искусно вторгаются 11 и 13, а затем быстро убегают 15 и 17, попутно создавая давление на камень белых 8 (см. R.1). Далее, белые играют 18-22, и внезапно эти камни обретают статус расширения от камней белых внизу справа, против чего выступает ход черных 23. Обмен 24 на 25 интересный в силу того, что белые распространились слишком широко 24, а черные ответили узким распространением 25, готовя плацдарм для вторжения в районе «А». Этот обмен слегка в пользу белых, т.к. они хотят сыграть 26 и 28 как можно скорее. Черные переключаются на широкое распространение 29. Возникает миаи (ситуация, когда черные могут в любой момент сделать один из двух ходов) атаки угла ч.«В», б.«С», ч.«D» с одной стороны, и расширения зоны влияния справа ходом 30. Ходом 30 белые предотвращают последнее, одновременно расширяя свою зону влияния и защищаясь от вторжения в районе «А».

R.1. Ч.1 – игра без воображения. Белые пойдут 2, а потом прыгнут 4. Камня черных попали под тяжелую атаку. Вместо 4 б.«А» – тоже хороший ход. Цель этого хода вызвать последовательность б.«В», ч.«С», б.«D», ч. «Е». Вторжение в угол исключается ходом белых «F».

го

Решение задач прошлой недели

S.1. Если черные вторгаются 1, то белые должны играть 2, чтобы не дать противнику построить базу. Черные ответят тем же 3, но теперь белые первыми выходят в центр 4-8. Это очень опасно для черных. Вместо 4 белые могут играть и в «А», за этим последует ч.7, б.«В», ч.«С», б.«D». В любом случае инициатива у белых.

R.2. После ч.1, ход белых 2 слишком пассивен. Черные распространяются 3, и белым придется защищать угол 4 и 6. Теперь черные могут перехватить инициативу в центре.

S.2. Б.1 – нормальный ход в данной позиции. Он создает миаи распространения в «А» или «В», или 3 и «С», в зависимости от игры противника. Если черные приближаются 2, то белые распространяются 3 или «В», и наоборот. Следовательно, что бы не случилось, белые построят базу.

R.3. Возможен и ход б.1. Однако, черные вероятно возьмут камень в клещи, например 2. Последовательность до 11 самая естественная, но черные получают сэнтэ (возможность ходить в другом месте доски), чтобы сыграть 12. Теперь камни черных сформировали одну большую сферу влияния. Это не обязательно плохо для белых, но упрощает ситуацию для черных.

игра го

Задача

В этой партии между двумя сильнейшими профессионалами белые только что распространились 26. А почему не простое распространение через два пункта? Где теперь должны играть черные?

задача го

Ван Зайст, четырехкратный Чемпион Европы и представитель Европы на Чемпионате Мира по го (версия Фудзицу).

9 августа 2006



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика