Волшебная игра го

Устойчивое развитие в го

Устойчивое развитие это термин, обычно употребляемый в экономике, политике или культуре страны или региона, который фиксирует «комфортную эффективность». Это означает отсутствие излишних средств или растраты ресурсов. Однако, он так же говорит об отсутствии развития или о том, что недостаточное развитие ведет к проблемам. Но большинство из этих проблем не проявляются непосредственно. Излишек средств или нерациональное использование ресурсов обычно приносит сиюминутную выгоду, которая ведет к появлению слабостей. Проявление этих слабостей может аннулироваться весь прогресс достигнутый ранее. В то же самое время, постоянно уклонение от риска означает недостаточно хорошее развитие. Это верно и в го – на игровом поле очень много мест, в которых можно развиваться, не пытаясь захватить всю доску.

Распространение

Как мы говорили на прошлой неделе, эмпирическое го правило развития гласит, что по третьей линии от одинокого камня следует распространяться через два пункта, а от прочной формы эффективно более широкое распространение.

Д.1. Посмотрим начало партии между Ямада Кимио (черные) и Ёда Норимото, которую они играли несколько лет тому назад в лиге Хонинбо. Предметом обсуждения является ход белых 6. Его следовало сделать в пункт «А». В чем разница этих двух вариантов?

го

Д.2. Предположим, что белые играют 1. Это позволит черным ответить 2 – оптимальное распространение от двух отмеченных камней. Остается слабость «А», но вторжение в эту точку для белых несет больше опасностей, чем для черных. К тому же, камень 2 демонстрирует, что белые распространились слишком далеко, и заставляет белых защищаться 3. «В» - традиционный способ защиты камня 1 с одновременным усилением угла. Современный стиль предполагает ход «С». Это приводит к открытой для вторжения правой стороне, но и к быстрому развитию по нижней. В целом, ход б.1 не плохой, но в современном го считается не вдохновляющим.

Д.3. Если белые играют 1, как это было в партии, то черные с неохотой пойдут 2, т.к. такое распространение узкое в связи с прочностью симари черных отмеченных камней. Тем не менее, распространение белых от своего отмеченного камня тоже широко и требует усиления в районе 3. Даже если черные вторгаются «А», то может последовать б.«В», ч.«С», б.«D», ч.«Е», б.«F», и белые получат инициативу. Так что в данный момент белым не стоит опасаться вторжения.

го

Д.4. Т.к. распространение от верхнего правого угла будет узким, черные хотят развить свободную нижнюю сторону. Ход ч.7 один из способов. Простейший ответ белых – «А». Но т.к. белые хотят использовать свой отмеченный камень слева, они играют хасами (клещи) 8. Черные выбирают вторжение 9, и играется последовательность до 15. В результате черные получают территорию в углу, а белые влияние. Теперь важно кто первым сыграет на правой стороне. Черные могут разрезать «В» или вторгнуться в районе «С», а белые хотят распространиться «D». Если черные распространятся «Е», то ход белых «F» становится хорошим ответом, который усиливает защиту от вторжения черных и строит большую сферу влияния. Но ход б.16 сейчас важнее. Черные отвечают хасами ч.17, чтобы не дать белым распространиться в «G».

игра го

Решение задач прошлого номера.

S.1. Ход б.1 обычный в данной ситуации. Черные могут взять в клещи со стороны «А» или с другой стороны 2. Вне зависимости от выбора черных, белые всегда смогут распространиться в противоположную сторону «А» или «В». Черные выбрали 2 – самый распространенный вариант – обычно на него белые отвечают 3. После ч.4 белые чаще всего играют в другом месте доски. Заметим, что если белые сразу сыграют 3, то черные сыграют хасами в районе 1, что будет идеальным распространением от камней наверху. Это плохо для белых.

S.2. Белые редко позволяют возникнуть такой позиции, потому что распространение черных 1 будет очень хорошим ходом. Если белые распространятся 2, то черные прыгнут 3 и построят форму в виде коробки. Белые должны продолжать «А», но становится очевидно, что камни черных 1 и 3 окружают большее пространство, чем камни белых 2 и «А». Если белые не сыграют в «А», то черные могут вторгнуться «В» или увеличить свое влияние на центр «А», заставляя белых отвечать «В».

игра го

Задачи

Задача 1. Иногда черные вторгаются 1, чтобы атаковать отмеченный камень белых. Как белым справиться с таким ходом?

го задачи

Задача 2. Это очень распространенная ситуация. Где белые могут вторгнуться на правой стороне? Найдите несколько подходящих ходов и рассмотрите их достоинства и недостатки.

Ван Зайст, четырехкратный Чемпион Европы и представитель Европы на Чемпионате Мира по го (версия Фудзицу).

2 августа 2006



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика