Волшебная игра го

Распространения в фусэки

Один из сильнейших профессионалов однажды упомянул, что он может просчитать партию на 50-60 ходов вперед в форсированной последовательности, т.е., если нет очень длинных вариантов, которые нужно рассматривать отдельно. В обычных позициях это число сильно падает. Ведущие профессионалы могут просчитать на 20-30 ходов вперед, если вариантов не очень много. Это достигается многолетней тренировкой. Если розыгрыш происходит не в одном месте доски, то ситуация осложняется. Особенно это сказывается в начальной стадии партии, когда трудно предсказать итог из-за малого количества камней на доске. В неистовых схватках большинство начинающих профессионалов считают так же хорошо, как и умудренные опытом. Но они не так хорошо, как это могут сильнейшие игроки ориентируются в фусэки, из-за того, что в начале партии требуется решать нечетко поставленные задачи.

Фусэки

В международных турнирах применяется стандартный контроль времени – три часа на партию каждому игроку. В Японии в матчах на основные титулы каждому игроку дается по восемь часов на партию, плюс минута на каждый ход после окончания основного времени. Чтобы сэкономить время в фусэки и расходовать его по большей части в середине партии профессионалы в своей игре используют стандартные фусэки, заранее решая, как будут играть. Я рекомендую и вам поступать так же.

Д.1. На прошлой неделе мы кратко взглянули на распространение черных через два пункта. Это распространение по третьей линии нельзя разрезать, даже если оно произошло в окружении белых камней, как в данной позиции. Например, белые могут попробовать прилипнуть 1 и разрезать 3, но ч.2-6 хорошо противодействуют этому. Черные соединятся, даже если белые сыграют 7. Ходом 8 черные упаковывают два белых камня и оставляют им только две степени свободы. Проверьте, что эти два камня не могут убежать. Распространение через два пункта – хорошая позиция в смысле тренировки со спарринг партнером или преподавателем.

го

Д.2. На другой позиции представлено распространение отмеченных белых камней через три пункта. Это совершенно иной случай. Если черные вторгаются 1, то белые простыми способами не могут соединить свои камни, например, 2-6. После ч.9 нижний отмеченный камень не может убежать. Это ужасно для белых, особенно потому что у них осталась точка разрезания «А».

Д.3. На б.2 последует ч.3-7, что парализует верхний отмеченный камень белых. После ч.9 камни белых в смертельной опасности.

Д.4. Можно рассмотреть комбинацию 4-8 в результате которой белые могут соединиться, в конце концов. Но в результате этого они выигрывают сражение, но проигрывают войну. После хода 9 черные имеют подавляющее влияние, а камни белых еще не на 100 процентов живы. Ужасно для белых.

Д.5. Однако, это не значит, что черные целиком управляют ситуацией. Иногда в ответ на ч.1 у белых есть хороший ответ 2. Теперь вероятна последовательность до 12. Хотя черные и получили некоторое количество очков, белые готовы к отражению атак в будущем.

го

Д.6. Эта партия была сыграна около 20 лет тому назад между двумя сильнейшими го профессионалами. Давайте обратим внимание на распространения, встретившиеся в этой партии. Имея базу 1 и 5, черные хорошо распространились через три пункта 7. С другой стороны прыжок 8 от камня 6 тоже хорошее распространение, не позволяющее черным вторгнуться. Но, ходом 9 черные создают давление на эти камни. Вместе с дополнительными ходами 12 и 14, б.10 и б.16 формируют еще одно распространение через два пункта. Если бы черные ответили на 10 ходом 14, то белые немедленно распространились бы 16. После легкой стычки внизу слева белые переключились на 28, предоставив черным вторгнуться 29, что одновременно является и подходом к левому верхнему углу. Теперь белые вынуждены сделать распространение через два пункта 30. Ход 31 заканчивает фусэки и игра переходит в стадию тюбан (середина партии). Последний ход черных очень широкое распространение, но они не опасаются вторжения в районе «А», т.к. камень б.2 слаб, а черные сильны в районе 23.

го

Задача 1. Чтобы избежать очень опасной атаки, белые вместо подхода к углу «А» или «В» сыграли 16. Черные ответили 17. Почему черные не играли «А» или «В» вместо 17 и не построили симари? Должны ли они теперь распространяться в «А» или «В»? Если должны, то куда конкретно и почему?

го


19 июля 2006

 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика