Волшебная игра го

Фусэки и коми (2)

В го черные всегда ходят первыми, что дает им некоторое преимущество перед белыми. Для устранения этого неравенства в обычных играх белые получают коми, или компенсацию в 6.5 очков. Официально система коми в го была введена в 20м веке, и белые получали коми четыре или пять очков, в зависимости от турнира. До 1965 года самым популярным было коми 4.5 очка. Половина очка дается для исключения ничейного результата. Где-то в середине 50х годов было установлено коми 5.5 очков, и в середине 60х оно стало наиболее распространенным. Коми 6.5 очков начали использовать в середине 90х, но есть турниры, на которых применяется коми 7.5 очков. Существует, по крайней мере, один го турнир, в котором игроки торгуются о величине коми, чтобы получить право играть черными. Более подробную информацию о коми можно найти по адресу http://senseis.xmp.net .

Начало партии (фусэки)

Изменения в коми сильно повлияли на стратегию го, особенно в игре черных. Кувахара Сюсаку (1829-1860) считается первым человеком, который систематизировал подход к фусэки (начальная стадия игры го). Давайте рассмотрим его подход.

Д.1. На прошлой неделе мы изучили тот факт, что в углу проще создать территорию, т.к. для этого требуется меньше ходов, чем в центре. Во времена Сюсаку пункт 3-4 (ход ч.1), был самым популярным. Если белые хотели бы противодействовать построению симари 2, закрывающего весь угол, то самым распространенным был бы их ответ в эту же точку.

Д.2. После хода б.2 черные часто берут камень в клещи (хасами), например ходом 3, или «А»-«Е». Ответом белых может быть прыжок (тоби) в центр 4. Этот ход усиливает камень белых 2, но и вызывает ответ ч.5, ход, который строит территорию.

джосэки

Д.3. В этом фусэки черные построили симари 5. Чтобы не дать черным сформировать второе симари, белые обычно играют в районе 6. Далее, черные играют хасами в районе 7. «А»-«Е» тоже хорошие варианты. У такого хасами цели аналогичны тем, которые преследует хасами 3 на Д.2. С другой стороны это и широкое распространение от симари наверху справа. Идеальное для черных развитие.

фусэки

Д.4. Чтобы не дать возможности развиваться партии так, как это произошло на Д.3, белые могут немедленно сыграть в районе камня 4. Но тогда, после хода ч.5, аналогичная форма возникнет на нижней стороне. Следовательно, белые должны играть 6, чтобы предотвратить построение симари в этом углу. Сюсаку в этой ситуации применил ход косуми (диагональный ход) 7. Кроме того, что он предотвращает ход белых в эту точку, он еще и готовит продолжения «А», «В» или «С». Обычно белые отвечают в районе «D» или не обращают внимания на ч.7 и исключают следующее симари ходом «Е».

фусэки

Д.5. Однако, после введения коми в го популярность косуми Сюсаку упала, т.к. это несколько медленный ход. В современной редакции используют хасами 7. Если белые играют 8 и 10, то ч.11 – джосэки. После б.12 черные, вероятно, сыграют «А», за тем последует «В», ч.«С», б.«D» и ч.«Е». Но белые после этого сыграют в районе «F», чтобы погасить прочность черной позиции наверху справа. Следовательно, черные могут играть 13, чтобы взять камень 6 в клещи и начать борьбу в этом месте. В действительности черные могут начать розыгрыш комбинации «А» позднее. Естественно, белые могут предотвратить это, сыграв в «А». Но тогда камень 6 попадет под серьезную атаку.

фусэки

Пункты, которые надо иметь ввиду

В го мы используем термин фусэки, который означает игру в начале партии. В основном первыми ходами игроки делят доску на сферы влияния. Само собой, что целью является получить контроль над большей половиной доски. Не беспокойтесь о вторжениях противника в вашу сферу влияния, как правило, вторжение дает вам шанс начать атаку вторгающегося и превратить намеченные области в реальную территорию. Обсудим это в деталях в нескольких ближайших статьях.

Д.6. Чтобы лучше понять концепцию атаки взгляните на эту форму. Отмеченные камни черных стоят через два пункта, а отмеченные камни белых через 3 друг от друга. Распространение черных устойчиво, и в него непросто вторгнуться, а камни белых подвержены опасной атаке.

фусэки


12 июля 2006

 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика