Волшебная игра го

Фусэки и коми

Хотя го и существует уже тысячи лет, стратегия и тактика игры меняется быстро, а в последние годы еще быстрее, чем раньше. Основная причина этого в быстром росте популярности го в Южной Корее и Китае, а так же в распространении Интернета, который позволяет игрокам быстро получать новости о событиях в го, и немедленно применять последние находки ходов и стратегий.

Так как раньше в го на высоком уровне играли в основном в Японии, на го сцене преобладал японский стиль мышления. Но в последние десятилетия произошли изменения. Изменилась и система коми, которая предоставляла белым 5.5 очков компенсации за право первого хода черных. Половина очка служит для того, чтобы в го не было ничьих. Несмотря на эту компенсацию, черные в профессиональных встречах выигрывали 53 процента партий, что показывает оставшееся преимущество черных. Белые всегда оставались в роли догоняющих. Чтобы устранить это в большинстве турниров коми подняли до 6.5 очков. Это изменение коми произвело революцию в стратегии фусэки, теперь черные должны напряженнее бороться за достижение превосходства.

Начало го партии. Фусэки.

При коми 5.5 очков большинство играющих черными имели преимущество в партии с самого начала. С введением коми 6.5 очков число профессионалов желающих играть белыми значительно возросло. Иными словами, черные теперь должны искать новые ходы, для того, чтобы повысить эффективность своих камней. Эффективность ходов определяется тем, насколько хорошо взаимодействуют камни.

Д.1. показаны три группы черных камней, которые окружили по 9 пунктов территории. А вот количество камней, понадобившихся для этого в каждом случае разное. Группа «А» в углу использовала 7 камней, группа «В» на стороне – 11 камней, а центральной группе «С» потребовалось 15 камней, в два с лишним раза больше, чем группе «А». Легко видеть, что камням в углу проще построить территорию, чем камням на стороне. И намного сложнее получить территорию в центре.

территория в го

Д.2. На предыдущей диаграмме приведен теоретический пример. Решить задачу с тем же логическим подходом в реальности значительно труднее. Эта диаграмма может служить примером. Каждая из позиций «А», «В» и «С» содержит около 12 пунктов территории, но камни «А» с большей вероятностью защищают территорию, чем камни «С». Этот пример явно демонстрирует тот факт, что в углу получить территорию намного проще.

территория в го
фусэки

Д.3. Как было замечено на прошлой неделе, это наиболее распространенное симари. Симари – термин игры го, относящийся к конструкции из двух камней, закрывающей угол.

Д.4. Это симари применяется для окружения большей территории в углу, но у него есть несколько слабостей, таких как «А», «В» и «С», которые особенно проявляются после ходов белых в районе пунктов «D» или «Е». Черные, как правило, должны сделать дополнительный ход, чтобы укрепить угол, что снижает эффективность камней.

Д.5. Японские фусэки часто основаны на особенностях стандартного симари, показанного на Д.3. Этот подход начал меняться, когда около 30 лет тому назад популярным в Японии стало «китайское» фусэки. В этом фусэки содержатся ходы 1, 3 и 5 (или 5 в «А), вне зависимости от того, какие ходы сделают белые на левой стороне. Идея состоит в том, чтобы заставить белых вторгнуться в «В» и начать атаковать это вторжение. Другими словами, это фусэки значительно агрессивнее, чем простое построение стандартного симари.

Д.6. Идея поставить три камня в линию по одной стороне не нова. Форма 1, 3 и 5 с тремя камнями в точках хоси по одной стороне называется санрэнсэй, а эта стратегия популярна, по крайней мере, 40 лет. Как можно видеть, ход ч.5 это распространение от камня 1 и от камня 3 одновременно, что позволяет камням взаимодействовать эффективнее, чем при обычном распространении. Но черным не следует рассматривать всю правую сторону как свою территорию, т.к. белые могут легко вторгнуться. Первыми кандидатами на вторжения будут точки «А» и «В», в меньшей степени «С» и «D».

Д.7. Не удовлетворившись простыми совместными действиями камней, сильнейшие игроки го Южной Кореи ввели эту форму фусэки, которая популярна сейчас по всему миру. Обширная природа ходов 5 и 7 заставляет белых вторгаться в районе 8. У черных теперь есть выбор в оказании давления на камень белых 8 сверху «А» (или «В», или «С») и атаковать белую группу с целью развития своей нижней стороны. Черные также могут прямо распространиться ходом в районе «D» (или «Е», или «F»). Во всех случаях идея состоит в том, чтобы развивать нижнюю сторону естественным путем – атакой противника без камня в пунктах «G» или «Н». Это позволяет экономить один камень и использовать его в другом месте, для того чтобы развиться по всей доске. Это агрессивный подход и обычно он приводит к борьбе большого масштаба.

фусэки


5 июля 2006

 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика