Волшебная игра го

27 Чемпионат Мира по Го среди любителей

Я не могу сообщить окончательные результаты 27 Чемпионата Мира по Го среди любителей прошедшего 28-31 мая 2006 года в Сасэбо, префектура Нагасаки, из-за сроков сдачи статьи. На момент написания этих строк Южная Корея и Китай составляют лидирующую группу с шестью победами в шести играх, после того как Южная Корея обыграла Северную Корею в непосредственной встрече. Как происходили события вы можете наблюдать на странице www.nihonkiin.or.jp/amakisen/worldama/27/index-e.htm .

Чтобы получить понятие об уровне игроков турнира, давайте вспомним прошлогоднюю ситуацию. Представитель Южной Кореи Seo Jung Hwi недавно сдал экзамен на первый профессиональный дан. Таким образом, его участие в Чемпионате мира по го было последним любительским соревнованием. Чтобы стать профессионалом в Южной Корее игрок должен играть в силу 3-4 дана в Японии. Таким образом, Seo скорее всего следует считать кандидатом на титул. Тем не менее, он проиграл две партии из восьми и закончил турнир на четвертом месте. Иными словами, сильнейших игроков этого турнира можно приравнять к игрокам пятого профессионального дана.

Ко

Теперь, когда мы знаем правило ко, позвольте рассказать о его значении в игре го. На прошлой неделе мы рассмотрели важность ко угроз в процессе партии. На эти угрозы обычно отвечают, но не всегда. Если ко имеет решающее для партии значение, то его называют тэнка-ко или тэнка-кикадзу – ко угрозами в таком случае пренебрегают и закрывают ко. Давайте посмотрим на пример такого ко.

Д.1. Отмеченный камень белых имеет важнейшее значение. Он разделяет группу черных. К счастью, сейчас ход черных. Давайте посмотрим, что будет, если они пробьют ко.

ко борьба
ко борьба в го

Д.2 (ходом 3 черные соединились на месте отмеченного белого камня, который был захвачен). После того как черные пробьют ко 1 у белых останется единственная ко угроза 2. Черные игнорируют ее и соединяются 3, а белые реализуют ко угрозу 4. Таким образом, черные присоединяют центральные камни, а белые захватывают три камня черных ходом 4. После хода черных 5 их группа выживает.

Вывод. Не имея возможности сразу же захватить камень черных 1 белые вынуждены были нанести ко угрозу. Но стоимость этой ко борьбы была значительно выше стоимости ко угрозы. Черные не ответили на угрозу и соединились.

Д.3. Приведем пример огромного по значению ко, случившегося в партии профессионалов. Играли Го Сэйген, один из величайших игроков 20-го столетия, черные, и Такагава Сюкаку, который выигрывал титул Хонинбо девять раз подряд и знаменит своим простым стилем игры в го. После относительно спокойного начала с использованием распространенного джосэки (стандартный обмен ходами в углу) наверху слева, ситуация внезапно вылилась в ко борьбу после разрезания черными 33. Почему черные начали ко борьбу?

пример ко борьбы

Д.4 (ход б.36 сделан на месте отмеченного черного камня, который был захвачен ранее). Черные начали ко борьбу, потому что у них была прекрасная ко угроза 35. Из за того, что стоимость проигрыша этого ко для белых очень высока они должны игнорировать ко угрозу черных и соединиться 36 на месте захваченного отмеченного камня черных. Теперь черные захватывают два отмеченных камня белых ходом 37. Белые надавливают 38 и 40, но выигрыш в данном ко для них не столь велик, чтобы белые могли считать себя победителями в этой борьбе. Что они могли потерять видно на R.1. Белые сыграли 42, локально это большой ход, но его стратегическое значение не велико, и белые не оправились от шока, нанесенного этим неожиданным ко. Достаточно очевидно, почему черные не разрезали 44, а начали атаку 43 на всю белую группу. Заставив противника потратить четыре хода 42, 44, 46 и 48 на построение маленькой живой группы черные сделали четыре хода большого стратегического значения. В конце концов, белые сдались.

партия го

R.1. Если на нанесение ко угрозы ч.1 белые ответят 2, то черные пробьют ко 3. У белых есть единственная ко угроза 4. Однако черные не ответят ни на какую ко угрозу и захватят еще один камень ходом 5. Далее, белые могут захватить три отмеченные камня черных 6, но черных ходом 7 лишают надежд на выживание три отмеченных камня белых и захватывают весь левый нижний угол.

партия в го

Вывод. В случае решающего ко (тэнка ко), игрок, который теряет очень много должен игнорировать любую ко угрозу, даже если она велика. Не начинайте тэнка ко если не можете выиграть его или у вас нет огромной ко угрозы. Несколько примеров мы рассмотрим на следующей неделе.

7 июня 2006

 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика