Волшебная игра го

Чемпионат Мира по Го среди любителей

Игроки из 68 стран и регионов соберутся на 27 Чемпионат Мира по Го среди любителей в префектуре Нагасаки с 28 по 31 мая 2006 года. Перед основными мероприятиями пройдет ряд вспомогательных, в том числе Детский Фестиваль Го в Нагасаки, Фестиваль Парного Го Нагасаки. Хотя этот турнир собирает сильнейших го игроков любителей со всего мира, шокирующее выглядит присутствие игроков из Китая, Гонконга, Тайваня и Южной Кореи в возрасте 13, 13, 16 и 18 лет. Для сравнения, Японию представляет двукратный Чемпион Мира Хираока Сатоси, 35 лет. Разница в возрасте говорит о многом. В современной Японии го считается игрой пожилых людей. С другой стороны остальные центры развития го в Азии улучшают свою мощь за счет выдвижения молодого поколения, в частности тинэйджеров. Подробную информацию о турнире и результатах смотрите на сайте http://www.nihonkiin.or.jp .

Применение правила ко

На прошлой неделе мы разобрали правило ко, которое предотвращает повторение позиции на доске. Это последнее правило го, игры, которой 4000 лет. Давайте еще раз повторим это правило и посмотрим на стратегию и тактику, связанную с правилом ко.

Д.1. Отмеченный камень стоит в положении атари, т.е. у него только одно дамэ. Следовательно, играя 1 черные могут его захватить.

Д.2. Возникла новая позиция. Как вы видите, теперь камень черных в атари. Но правило ко гласит, что позицию на доске повторять нельзя. Следовательно, белые не могут захватить отмеченный камень ходом «А».

правило ко

Д.3. Предположим, что в результате розыгрыша партии возникла такая позиция. После хода ч.1 белые грозят отрезать три отмеченных камня ходом 2. Черные могут соединиться 3, но это означает, что позиция на доске изменилась. Другими словами, теперь белые могут захватить камень 1 ходом 4. Ход б.2 называется ко угрозой. Обычно, на ко угрозу отвечают, но не всегда.

Д.4. Теперь давайте посмотрим на ситуацию, в которой от ко зависит очень много. Можно видеть, что если черные присоединяют отмеченный камень ходом в 2, то белые ответят ходом 1 за которым последует блок ч.«А». У черных 11 очков территории против 12 у белых. Присоединив отмеченный камень, черные проиграли партию. Но черные могут избежать этого поражения, играя 1. Белые захватывают 2, но правильно спланировав свои ко угрозы черные могут выиграть ко борьбу у белых.

правило ко

Д.5 (ход б.8 не показан). Черные захватили отмеченный камень белых ходом 5. Белые нанесли ко угрозу 6, на которую черные ответили 7. Поскольку позиция на доске вновь изменилась, белые теперь могут играть 8 (в то место где стоял отмеченный камень). Теперь черные должны нанести ко угрозу 9, на которую последует ответ б.10.

Д.6 (ходы б.14, ч.17 и б.20 не показаны). Черные пробивают ко ходом 11. Белые наносят ко угрозу 12, и черные обязаны ответить 13. Ходом 14 белые пробивают ко. Снова настала очередь черных найти ко угрозу. На ход ч.15 нужно отвечать 16. Черные пробивают ко 17. На б.18 следует ответ ч.19. И снова белые пробивают ко 20.

ко

Д.7 (ход ч.25 не показан). Черные наносят последнюю ко угрозу 21. Белые обязаны защищаться 22. Черные пробивают ко, а у белых больше нет ко угроз и они обязаны пасовать. Теперь черные соединяются 25 в том месте, где стоял отмеченный камень белых. Посчитаем результат. После удаления всех захваченных камней обнаруживается, что у черных 9 пунктов территории, 3 пленных камня, плюс 4 камня захваченных в ко – всего 16 очков. У белых 8 пунктов территории, 4 пленных камня, плюс 4 захваченных в ко, что тоже дает 16 очков. Следовательно, счет равный, и черные избежали поражения. В го ничья называется дзиго.

ко

Вывод. Само по себе ко стоит всего одно очко, но может решить партию. В данном случае, у черных было на одну ко угрозу больше, чем у белых и следовательно ко борьба была в их пользу. В большинстве случаев результат ко борьбы зависит от того у кого больше ко угроз. Но иногда значение ко столь велико, что игнорируют любую ко угрозу. Разберем такое ко на следующей неделе.

31 мая 2006

 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика