Волшебная игра го

Захват групп камней

Старый метод обучения, в котором ученику объясняют, что и как делать, почти всегда мало эффективен. Поэтому преподаватель го должен ставить перед собой цель создать среду, которая будет стимулировать активный мыслительный процесс учеников. Например, как только ученик осознал концепции территории и захвата камней, учитель должен сделать шаг вперед и спросить о том, сколько ходов потребуется для захвата различных групп камней. Прежде чем рассказывать о глазах групп позвольте ученикам исследовать это свойство самостоятельно.

Д.1. Поставьте на доске позиции, приблизительно такие, как на «А»-«D». Спросите, сколько дамэ у каждой из белых групп, и сколько ходов потребуется для захвата каждой группы. Ученик может сказать, что ход в точку «Х» самоубийственный. Вы можете поставить свой палец в точку «Х» и объяснить, что если черные займут эту точку, то у белых не останется ни одного дамэ. Дайте ученику несколько секунд на размышление, а затем поставьте камень в точку «Х». Теперь можно спросить, есть ли дамэ у белых, и следует ли их снять с доски. После этого задайте вопрос о ходах, которые нужно сделать черным в отношении групп «С» и «D».

захват камней в го

Д.2. В позициях «А», «В» и «D» ход ч.1 закрывает последнее дамэ белых. Но в позиции «С» белые могут контратаковать 2. Что произойдет дальше?

Д.3. Т.к. камни без дамэ не могут существовать, они должны быть сняты с доски в позициях «А», «В» и «D». А как поступить с отмеченным камнем? Остается ли ситуация самоубийственной после снятия белых камней? В позиции «С» камень черных захвачен, но у белых только одно дамэ – точка «Х». Ход черных, и вы уже знаете что делать. Получается, что захват белыми одного камня не принес им очков.

захват камней в го

захват камней в го
Д.4. В ситуации с камнем черных в «А» белые, конечно же, не могут играть ни с какой стороны от этого камня, т.к. они сами себе нанесут атари, у них останется одно дамэ, и черные захватят следующим ходом. Если ход черных, то где им играть в этой позиции?

Д.5. Черные могут пойти 1, нанеся атари белым. Но при этом тоже попадут в атари. Следовательно, белые могут захватить ходом 2. Задайте себе вопрос – в чем состояла цель хода черных?

Д.6. Это ситуация после хода б.2 на Д.5.

Д.7. Что будет, если черные сыграют 3, и белые захватят этот камень 4?

Д.8. Ситуация после захвата белыми камня черных 3.

Д.9. Ходом 5 черные окончательно решают судьбу белых. Этот ход закрывает последнее дамэ белых и захватывает все семь камней. Из всего этого следует, что уже на Д.4 все камни белых потеряны.

Решение задачи прошлой недели

захват камней в го

S. В позициях «А»-«С» ходом 1 черные захватывают два или три камня. В конечной позиции белые захватили ходом «D» черный камень 1, но повторным ходом в 1 черные захватывают три камня белых.

Задача

Р. Если вы учите играть в го, то можете выставить позиции «А», «В» и «С» перед тем как задать приблизительно такие вопросы: «Сколько ходов нужно черным, для того, чтобы захватить белые камни в каждой из позиций?». «Как действовать черным?», «Где играть черным?»

17 мая 2006

 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика