Волшебная игра го

Территория в го

Хотя статья прошлой недели была посвящена уменьшению степеней свободы и захвату камней, важно понимать, что главной целью в го является увеличение территории. Я не могу подчеркивать это постоянно. Спорят о том, какой из методов обучения игре в го лучше – начинать обучение с игры в захват камней или сразу учить захватывать территорию, меньше обращая внимание на захват камней. Игра в захват камней, конечно же, приносит ученикам мгновенное удовольствие, в то время как наращивание территории сложнее для понимания и стимулирует многомерное мышление, заставляет тренироваться в принятии решений. Видимо, комбинация обоих методов предпочтительнее, и нужно оставить преподавателю свободу выбора. Задавая вопросы с целью получить обратную связь, и чувствуя, где возникает блок тормозящий процесс, хороший преподаватель может привести примеры, стимулирующие мыслительный процесс ученика.

Д.1. Чтобы стимулировать размышления о территории на доске для го преподаватель должен приводить соответствующие позиции. Ситуация, которую мы разберем, должна помочь в этом. Доска поровну поделена и вряд ли родится неистовая борьба. Победа зависит от того, насколько игрокам удастся расширить свою территорию и уменьшить территорию противника. Чтобы приобрести территорию игроки должны применить всё своё умение.

учебная го позиция

Д.2. Чтобы расширить свою территорию, черные могут двинуться в территорию белых ходом 1. Если вы учитель и играете белыми, то играйте пассивно и отвечайте на каждый ход, поощряя приблизительно так: «Это прекрасный ход, т.к. он расширяет территорию черных, уменьшая территорию белых, и камни нельзя разрезать». Это поможет ученику сделать аналогичные ходы 3, 5 и 7.

учебная го позиция

Д.3. На ч.9 и 11 нужно отвечать 10 и 12 (иначе черные разрежут 12). Аналогично черные могут сделать обмены 13-16. потом черные должны укрепиться 17, а белые смогут пригрозить ходом 18, на который черные обязаны соединиться 19, иначе белые отрежут три камня и захватят их. На б.20 последует ответ ч.21. Эти ходы завершают игру. Подсчитаем территорию. У черных 31 очко против 23 у белых. Черные выиграли 8 очков.

Д.4. Применяя китайские правила подсчета, черные заполняют свою территорию. Так же поступают и белые. Пересчитав камни черные обнаружат 45 своих камней против 36 у белых. Разница 9 очков. Следовательно, между китайским и японско-корейским методом подсчета есть различие в одно очко. Это связано с тем, что черные сделали на один ход больше. Китайский метод более понятный для начинающих, но японский более распространен.

Подсчет очков в го партии

Решение задач прошлой недели

S.1. Начнем с задачи «А». Ходом 1 черные захватывают камень. В задаче «В» черные могут нанести атари, закрывая предпоследнее дамэ ходом 1. Если белые пытаются спастись ходом 2, то черные еще раз наносят атари 3. У белых нет пути к спасению, т.к. они не могут играть в «Е», из-за того, что ход самоубийственный, что запрещено. Камень «С» попадает в неприятную ситуацию после хода ч.1, т.к. у него остается только два дамэ. Следуя половице «лучшая защита это нападение», белые разрезают 2. Но, как и в ситуации «В», черные закрывают предпоследнее дамэ ходом 3 (или 4). Ответ 4 бесполезен, т.к. черные снова нанесут атари 5. В последней позиции, после хода черных 1, который наносит атари сразу двум камням белых «D», оба они в безнадежном положении. Проверьте и убедитесь, что ответы белых «H» и «I» бесполезны.

го

Задачи

Задача 1. На Д.3 в точках «А» и «В» стоят камни белых и черных соответственно. Что будет, если этих камней нет? Иными словами, что смогут сделать черные в районе пункта «А», а белые в районе пункта «В»?

Задача 2. После хода ч.1 на Д.1 белые блокировали «А». Но при этом они проиграли партию с большим счетом. Если вы играете белыми, то найдите одну или две альтернативы ответу «А».

го


2 мая 2006

 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика