Волшебная игра го

Научи играть в го

Когда новичок видит го впервые в жизни, он обычно хочет испытать себя в игре, не ознакомившись с ее культурными и историческими аспектами. Поэтому, если вы уже знаете как играть в го, вспомните, что обучение начинающих основам игры полезно и ученику, и учителю. Фактически, я поручаю новичков своим ученикам, даже если в их распоряжении есть всего несколько минут времени. А можете ли вы научить игре в го за несколько минут?

Начинайте обучение на доске 9х9, а не на 19х19. Преподносите концепции го в ясной логической последовательности, начинающейся с того, как выставлять камни на доску. Далее, указывая своими пальцами, покажите начинающему, что такое степень свободы камня (дамэ). Не говорите слишком много слов. Чем больше говорит учитель, тем меньше слушает и запоминает ученик. Вместо разговоров задавайте вопросы. Правильными вопросами вы можете вести начинающего и погрузить его в процесс игры.

Д.1. Сначала покажите, как камни ставятся в пересечение линий. Потом дайте ученику несколько камней и попросите поставить их на доску. Обычно следует вопрос: «А можно ли ставить камень на край доски или в угол?». Если вопроса не последовало, то спросите, что ученик думает об этих ходах. Идея этих вопросов в том, чтобы получить информацию и установить обратную связь, которая позволит вам стать более результативным преподавателем. Поставьте камень где-нибудь в середине доски и укажите на четыре дамэ этого камня. Потом на край доски и спросите, сколько дамэ у этого камня. И, наконец, спросите о дамэ камня в углу. Буквы «А», «В» и «С» указывают на дамэ в каждом из этих случаев.

го

Д.2. Далее поставьте несколько белых камней в точки «А», «В» и «С». Спросите, сколько дамэ осталось у черных камней в каждой из ситуаций. Ученик должен ответить, что осталось по одному дамэ в «А» и «С», а в «В» их два.

Д.3. Объясните, что камни без дамэ не могут существовать и должны сниматься с доски. Спросите, как это происходит в каждом из случаев. Позвольте ученику поставить белые камни на доску. Он должен поставить белый камень 1 в каждом из трех вариантов, а в случае с камнем у края доски еще и камень 2.

Д.4. Теперь сыграйте в игру до первого захваченного камня. Кто первым захватит камень, тот и выиграл. Лучше если начинающие будут играть между собой, но если уж получилось так, что вы обучаете одного, то подавите свое «Я» и позвольте ученику несколько раз легко выиграть. Это поощрит его перейти к следующему этапу. Пример партии приведен на этой диаграмме, где черные (новичок) захватили камень. Ход 7 закончил партию, т.к. после закрытия всех дамэ был захвачен камень 2.

Первая го партия начинающего

Решение задачи прошлой недели

S.1A. Рано или поздно ученик дойдет до ситуации, в которой участвуют несколько камней и ему потребуются большие усилия. Хороший учитель предугадывает момент, когда ученик готов к этому. В этот момент Задачу прошлой недели можно использовать. Спрашивалось сколько дамэ у черных камней «А» и «В». Ответ: шесть и два. Теперь спросите ученика, сколько дамэ у группы «С»? Если ответ будет правильным (одно дамэ), то спросите: «Как играть черным, чтобы захватить эту группу?» Очень важно, чтобы ученик снял захваченные камни с доски (см. S.1B).

S.1B. Буквы «А» показывают шесть дамэ черных, «В» - два дамэ. Позиция в правой части доски показывает результат окружения белыми шести камней и снятия их с доски.

Задача 1. Учитель должен задавать как можно больше вопросов, таких в которых уже содержится ответ. Четыре локальные позиции «А»-«D» это пример усложняющихся задач. В каждой позиции ход черных. Цель – захватить по крайней мере один камень. Задайте вопросы так: «Как черным захватить один камень?», «Как черные могут закрыть дамэ белого камня?», «Как черным ограничить подвижность белых?».

го задача


26 апреля 2006

 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика