Волшебная игра го

История возникновения го

Древняя игра го возникла в Китае, автор ее не известен. Разные источники приписывают авторство легендарным императорам Яо и Шунь, царствовавшим во втором столетии до нашей эры; вассалу по имени У императора Цзе, который, как полагают, придумал и карточные игры в первом столетии до нашей эры; придворному астрологу династии Чжоу (1100-256 гг до н.э). В любом случае возраст игры оценивается в 3000-4000 лет.

Вероятно, го как игра развилась из метода гадания практиковавшегося императорами и астрологами ранней культуры Чжоу. Этот метод, вероятно, состоял в бросании черных и белых камней на квадратную доску, размеченную астрологическими и геоматическими символами. Фактически, некоторые термины, используемые до сих пор, имеют астрологическое значение.

Например, центральная точка доски го называется тэнген (ось вселенной), а восемь особо отмеченных пунктов недалеко от периметра доски называются хоси (звезды). Эти девять точек формируют традиционные «Девять Небесных Светил», Солнце, Луна и семь звезд созвездия Большой Медведицы, центра китайской астрономической системы.

Названия четырех четвертей доски для игры в го происходят от четырех направлений, связанных с базовыми триграммами системы «И-Цзын». Начиная с правой верхней четверти и двигаясь по часовой стрелке мы получим: Юго-Запад (женщина, земля), Северо-Запад (мужчина, небеса), Северо-Восток (твердый, ограниченный) и Юго-Восток (мягкий, податливый).

Сборник произведений Конфуция, который как полагают, написан в четвертом веке до нашей эры, содержит самые ранние упоминания о го. В могиле времен династии Си Хань (206 г. до н.э – 25 г. н.э.), найденной в 1952 году, обнаружено самое старое материальное свидетельство в виде доски го размером 17х17 линий.

Цель игры го

На прошлой неделе мы разобрали китайскую интерпретацию го, в которой целью игры является выставление на доску большего количества камней, чем у противника. Японцы и большинство остальных игроков в мире считают, что целью игры является захват большей, чем у противника, территории. Но в результате оба метода дают один и тот же результат в подавляющем большинстве случаев. Для новичков китайские правила проще в усвоении.

Основные правила

На прошлой неделе мы изучили четыре основных правила:

  • 1. Ходы делаются в пересечениях линий.
  • 2. Камень, выставленный на доску, не передвигается.
  • 3. Первыми ходят черные.
  • 4. Далее ходы совершаются по очереди.

    Теперь добавим правило захвата.

  • 5. Камень, или группа соединенных камней, захвачена и снимается с доски, если у нее нет степеней свободы.

    Степени свободы (дамэ)

    Для демонстрации того, как захватываются камни, мы будем использовать доску размером 9х9. На Д.1 расположены три белых камня. У камня в середине доски четыре степени свободы (дамэ), у камня на стороне их три, а у камня в углу два дамэ. На Д.2 четыре буквы «А», три буквы «В» и две «С» показывают эти дамэ.

    Обучение игре в го 1
    Обучение игре в го 2

    На Д.3 показано как черные занимают три дамэ белого камня в центре, два дамэ белого камня на стороне и одно дамэ у камня в углу. Во всех приведенных случаях говорят, что белый камень находится в положении «атари», т.к. у него только одно дамэ. Во всех таких случаях белый камень будет захвачен, если черные сыграют 1 на Д.4. Результат захватов показан на Д.5.

    Обучение игре в го 3
    Обучение игре в го 4

    Решение задачи прошлой недели

    Количество пунктов территории черных 27, против 26 у белых.

    Задача 1

    Го задачи
    Сколько дамэ у черных камней «А»?
    Сколько дамэ у черных камней «В»?
    Как играть белым, чтобы захватить камни «С»?

    19 апреля 2006

  •  Роб ван Зайст


    Яндекс.Метрика