Волшебная игра го

Ясно, что делающий первый ход в партии го имеет преимущество. Во многих играх, в том числе в шашках и шахматах, такая проблема неизбежна и у неё нет решения. А в го найден элегантный выход из положения, который не только дает компенсацию белым (в го первыми ходят черные), но и исключает ничьи (в го они называются дзиго).

В период Эдо (1603-1868) такая система не применялась, и было вполне очевидно, что черные выигрывают значительно больше 50% партий. Компенсация, которая была введена японской го ассоциацией Нихон Киин, чтобы сделать го более красивой и захватывающей игрой, называется коми. В го конечный результат складывается из территории, плюс количество захваченных камней, плюс коми, если оно есть. Первоначально коми составляло 4.5 очка, затем 5.5 очков, а в некоторых турнирах игроки торгуются за величину коми. Выигравший торговлю играет черными, но дает большее коми. Похоже на то, что в этих турнирах коми, дающее в среднем равное количество побед белым и черным равно 6.5 очкам (прим. переводчика. В настоящее время, самое распространенное коми равно 6.5 очкам). Половина очка важна, как мы увидим в партии, приведенной ниже, результат в половину очка принес победу Рю Сикуну.

Титул Кисэй

Это вторая партия в матче за титул Кисэй, между нынешним обладателем титула О Риссэем (черные) и Рю Сикуном (белые). Хотя большинство считает, что О защитит свой титул, и он выиграл первую партию матча, Рю опасный противник с сильным желанием выиграть.

diagram1

Д.1. Какари 5 (подход к одинокому камню в углу), играют редко. Обычно черные играют. R.1 и R.2. В ответ на ход белых 6, тэнуки (ход в другом месте доски) тоже необычен. Обычно черные прыгают 9. Ход 7 указывает на то, что черные хотят быстрого развития. Хотя обмен 9 на 10 не в пользу черных, он необходим для того, чтобы предотвратить запечатывание группы ходом белых в «А». Обмен 11 на 12 — игра высокого уровня. См. R.3. Ход черных 13 — единственный, это превентивный удар, не дающий белым получить преимущество в нижнем левом углу. Иные варианты, достойные рассмотрения, показаны на R.1 и R.2. Ход черных 13 не позволяет белому камню 4 надеяться на поддержку со стороны камня 6 и разрушает визуальную связь между этими камнями.

refe1-2

R.1. Если у белых будет выбор между построением симари 1 или 2, то они всегда выберут 1, т. к. если черные сыграют 2 в ответ, то ход 3 станет идеальным. Он и берет в клещи камень 2, и совершает распространение от симари внизу. Контраст с R.2. заметен.

R.2. Если белые построят симари 1, а черные приблизятся 2, то клещи 3 это только клещи мешающие получить черным базу в этом месте. Внизу справа нет камня белых, так что ход 3 это не распространение. В результате позиция менее предпочтительна, чем на D.1.

Если для белых удобнее построить симари так, как на R.1, то логично черным сыграть здесь раньше, чтобы помешать противнику.

R.3. В чем состоит польза черным от обмена ходами отмеченными камнями? Обычно, такое построение позволяет защититься соединением «бамбук», вместо соединения тремя камнями подряд в одну линию. В большинстве случаев такое соединение более эффективно.

refe3-6

R.4. В данной партии ситуация несколько иная, но черные все равно вызвали этот обмен. Белые могут захватить отмеченный камень черных ходом 1 в любой удобный им момент, но после хода черных 2 белым придется делать еще ход 3, в котором нет необходимости, если бы обмен отсутствовал.

R.5. Без обмена отмеченными камнями белые могут играть 1, и черные отвечают 2 в готэ, т. е. их ход не потребует немедленного ответа белых. По сравнению с R.4, белым не потребовался дополнительный ход. Вопрос в том, почему белым нужно отвечать 3 на R.4?

R.6. Если белые пренебрегут последним ходом на R.4, и сыграют в другом месте доски, то черные смогут сыграть 1. Если белые разрезают 2, то черные могут, например, разрезать 3. В конце концов, отмеченные камни белых оказываются отрезанными.

dirgram2

D.2. Обменами 14-17 белые заработали жизнь в углу но дали черным внешней влияние. Белые удержали сэнтэ, которое использовали для атаки черных камней в верхнем левом углу. Рю потратил больше 50 минут на размышление над ходом 18. профессионалы предсказывали ход 19. Это действительно сильная атака и жизненно важная точка, но ходом 18 белые берут очки. Естественно, что черные отвечают 19. Ход белых 20 предотвращает развитие событий по сценарию R.4. Тогда ход черных 21 становится прекрасным. Почти все их камни обращены наружу, в то время как все камни белых работают только у края доски (находятся на 2й, 3й и 4й линиях). Ход белых 22 самый обычный. Он предлагает черным определиться в этой области доски, перед тем как переключиться на верхнюю или правую стороны. Поддержка своих камней на левой стороне делает ход 23 обоснованными клещами, хотя Такэмия Масаки, комментатор NHK, предпочел бы играть 24, поскольку после хода 23 белые смогли бы легко построить позицию в центре, как и произошло в партии. См. R.8. Для любителей ход белых 30 выглядит курьезом. Белые отдали один (или даже два) камня черным.

R.8. После хода ч. 1 возможно продолжение до 15. Черные получают больше внешнего влияния, но теряют правый угол. О Риссэй предпочитает территорию, а Такэмия любит стиль, ориентированный на влияние в центре.

R.9. C другой стороны, после хода ч. 7 белые разрезали и потеряли два камня, как это было в партии. Разве не было другого пути? Что можно сказать об игре до хода 10 на этой диаграмме? Не слишком ли близко черные камни стоят к отмеченным камням? Правильно, белые получили позицию, направленную в центр, но у них есть слабость «А».

refe8-10

R.10. По сути, это та же диаграмма, но белые пожертвовали два камня, 8 и 10, чтобы сыграть 14 и 16. Теперь у них уже нет слабости в «А». На этот результат и рассчитывали белые.

К диаграмме 10 много очень пространных комментариев, но все они демонстрируют только малую часть того, о чем должны думать профессиональные игроки.



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика