Волшебная игра го

Каждый хороший игрок в го знает, что в процессе партии, а особенно в начале (фусэки) и в середине (тюбан), считать нужно не территорию, а силу и влияние. Потому что группа, которая имеет влияние и силу, автоматически преобразует ее в территорию. Территорию нужно считать в конце партии. Финальный подсчет очков это итог комбинации стратегии и тактики, который возник в результате тщательного счета во время игры.

Йосэ

Обычно в йосэ (заключительная часть партии) вы сталкиваетесь с выбором между рядом ходов и считаете, который из них больше. Хотя это и звучит просто, но один ход может повлечь за собой разные продолжения, комбинации и дальнейшие усложнения. Самая важная цель — удержание сэнтэ, инициативы, потому что противник всегда обязан реагировать на такие ходы, играть готэ.

Д.1. Ход черных. Они могут либо увеличить свою территорию наверху в районе пункта «А», или внизу, около пункта «В». Как нужно играть, для того чтобы выиграть? Ключом к правильному выбору является соотношение сэнтэ-готэ.

dia1,2,3

Д.2. Черные, например, могут играть ханэ-тэсудзи 1 и 3. После него сэнтэ переходит к белым, и они играют 4 и 6, что есть готэ для белых, но здесь было сэнтэ черных. Черные делают последние оставшиеся йосэ ходы 7 и 9. У черных 14 очков, у белых 12 плюс 2 очка коми. Обе стороны имеют по 14 очков, что привело к ничьей.

Д.3. Черные могут играть 1 и 3, в надежде на то, что белые соединятся 7, а черные смогут успеть сыграть комбинацию 1 и 3, на Д.2. Но вместо соединения 7 белые переключаются на 4 и 6. Да, черные смогут захватить камень белых 2 ходами 7 и 9, но белые получат возможность сыграть 10. В конце черным придется защититься ходом 17 в 2 (не показан на диаграмме), и они получат окончательный результат 11 очков плюс один пленный против 12 очков плюс 2 коми, всего 14 у белых. Белые выиграли 2 очка.

Д.4. Решение состоит в спуске ч. 1. Теперь белым нужно защищаться от угрозы прыжка черных в 6. Это можно сделать ходом 2. В таком случае черные могут удержать сэнтэ ходами 3 и 5, на которые белые ответят 4 и 6. Теперь у белых развязаны руки, и они могут играть 7-10. Территория черных 16 пунктов, а у белых 13 пунктов плюс 2 очка коми, всего 15 очков. Черные выиграли одно очко.

Задача 1. В этом примере территория в целом распределена. Остались незакрытые дырки наверху и внизу. Если сейчас ход черных, то как им выиграть партию? Не забывайте о 2-х очках коми.

dia4,prob1,sol1

S.1. Сначала черные должны отыграть сэнтэ комбинацию 1-3, белым придется защищаться 4, иначе черные разрежут в этом месте. Потом черные играют готэ последовательность 5-7. В результате у черных 17 очков, а у белых 13 плюс 2 коми, итого 15. Черные выиграли два очка.

R.1. Для сравнения посмотрим, что будет, если черные сначала отыграют готэ последовательность 1-3. Белые получат сэнтэ и сыграют внизу 4-7. Территория черных уменьшилась до 15 очков, в то время как белые получили 15 очков плюс 2 очка коми, итого 17 очков. Белые выиграли 2 очка.

refe1-2,prob2,sol2

Задача 2. Помните о сэнтэ-готэ и о теме прошлой недели — не ведите себя пассивно при выборе хода, рассматривайте лучшие направления движения, как за белых, так и за черных. Ход черных (коми 2 очка).

S.2. Сначала черным следует играть в том месте, где есть обоюдное сэнтэ — 1-3, иначе белые сами сыграют 3 в сэнтэ. Вместо защиты внизу белые должны построить аналогичную конструкцию на верхней стороне. Если черные агрессивно разрежут вместо защиты 10, то белые сыграют столь же агрессивно, и разрежут 10. В результате у черных получится 11 пунктов территории плюс один пленный камень, всего 12, а у белых 10 пунктов плюс один пленный и два очка коми, всего 13 очков.

R.2. Посмотрим, что будет, если белые соединятся 4 в готэ, и черные отыграют последовательность 5-7. Теперь у черных 17 очков против 13 ти плюс 2 очка коми, всего 15, у белых. Черные выиграли 2 очка.

Решение задач прошлой недели

solution1

S.1 (прошлая неделя). Ход белых 1 очень продвинутый. Он выглядит странно, но позволяет белым форсировать даже после защиты черных 4. Благодаря этому черные не могут ответить на ход 13, а вынуждены защищаться 14. Потом комбинация б. 29-31 заставляет черных сыграть в «Е», а белые смогли сыграть йосэ последовательность б.«F», ч.«G», б.«Н» и ч.«I» в сэнтэ, что позволило выиграть партию с разницей в половину очка.

S.2 (прошлая неделя). Черные должны сначала играть 1, чтобы построить сэки (ситуация, когда обоим игрокам не выгодно играть в этом районе) в сэнтэ. Белые вынуждены потратить ход 2, чтобы зафиксировать сэки. Далее, следует изощренный ход черных 3. Белые не могут разрезать 5, т. к. черные ответят ходом в «С», а белые не смогут разрезать 4 из-за дамэдзумари. Иными словами, разрезание приводит к гибели группы белых.

У белых нет выбора — только ход 4 (или «С»), что позволяет черным соединиться 5. После этого хода и здесь получилось сэки. Понятно, что ни белые, ни черные не могут начать ко борьбу ходами в «С» и «В», соответственно, т. к. противник пробьет ко, а ко угроз нет. Иными словами, игрок, который начнет ко проиграет его, а с ним и партию.

refe3,sol2

Таким образом, у черных два пункта территории плюс один пленный (камень 2 черные могут захватить в любой момент). Остальная часть доски это сэки, территория в сэки не учитывается при подсчете. У белых два очка коми. Черные выиграли одно очко.

R.3. На занятиях в Токио некоторые ученики посчитали, что ход черных 1 работает, но белые могут блокировать 2. Далее, ход черных 3 выглядит страшным, но белые могут сначала захватить два камня ходом 4. Черные могут соединить свой камень 3 с основной группой ходом в 6, но тогда белые соединяются ходом на место отмеченного камня, что дает им два глаза, четыре очка в этом месте плюс 2 очка коми, всего 6 очков. У черных только два пункта территории наверху слева, и они могут захватить камень наверху справа, что даст им всего 3 очка. Белые выиграли три очка.



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика