Волшебная игра го

«Я не понимаю ничего, когда рассматриваю партии профессионалов, так в чем смысл этого занятия?» Такие жалобы я слышу регулярно. На этот вопрос нет простого ответа. Анализ партий профессионалов, обычно, очень трудное занятие для любителя (см. Д.5), и цель игры в го не столь очевидна, как в более насыщенных тактикой играх, таких как, например, шахматы. Хитрости, которые скрывают истинные намерения сильных игроков, часто непостижимы.

Но вам все равно следует изучать многое, разбирая профессиональные партии, включая основные принципы, взгляды, формы, баланс, расчет вариантов и джосэки середины игры.

Взгляд на профессиональные партии в го изнутри

На прошлой неделе мы изучили партию между 25м Хонинбо Тё Тикуном (черные) и О Риссэем. Для того, чтобы начинающему было проще разобраться, каждая диаграмма содержит немного ходов.

Д.1. Мы обсуждали возможность черным разрезать 10, в результате чего, после ходов б.«А» и ч.«В», возникла бы неконтролируемая борьба огромного размера. Черные лидируют в партии, и хотят избежать бурной схватки, делая ситуацию более контролируемой.

Один из основных принципов, которому нужно следовать при игре с более сильным противником — укреплять себя и атаковать слабости оппонента. Мы называем его «Первый основной принцип».

dia1,2

Ходом 1 черные навалились на сильный камень, но основная цель этого хода — разрезание 10. Черным приходится защищаться 2 (или 10, что менее эффективно). Далее, черные укрепляются в сэнтэ 9. Белые вынуждены защищаться в готэ 4, 8 и 10. Ход черных 13 — большой сэнтэ йосэ ход, который стоит более 10 очков. Черные выбрали последовательность ходов, начиная с нижнего правого угла, чтобы удерживать сэнтэ на протяжении 15-ти ходов, которые принесли им, по крайней мере, 20 очков, и попутно захватили отмеченный камень белых. Отмеченный камень белых был поставлен в самом начале партии, но не внес никакого вклада в стратегическое течение партии.

Д.2. Белые сделали несколько ходов следуя «Первому основному принципу», а именно 16-18 и 20-26. Их действительное намерение состоит в атаке отмеченной черной группы внизу справа. По этой причине черные защищаются 27-39. Обратите внимание на формы, которые строят черные! Это кейма, тоби и, так называемая, «морда собаки» (см. R.1).

Ход черных 39 — ошибка. Почему?

Д.3. После хода черных отмеченного треугольником, ход белых 40 стал очень неприятным. Последовавшими ходами белые получили территорию в центре, но черные быстро восстановили потери ходам 49 и 51, а затем двинулись в центр и разрушили территорию белых, попутно грозя вытянуть камень, отмеченный крестиком.

В конце концов, черные разрушили позицию белых в центре и выжили в нижнем правом углу, закрепив свою победу.

Межу прочим, вместо 39 черным следовало играть косуми 48.

dia3,refe1,2

R.1. Форма образованная тремя камнями черных «А» называется «морда собаки», а распространение на один пункт дальше, образованное камнями «В» — «морда лошади». Две эти формы часто встречаются при локальных тактических маневрах и имеют целью построение позиции приносящей глаза. Иногда встречается и распространение на один пункт дальше (ход «С»), называемое «морда жирафа», но такое бывает редко и такая форма слаба, она не применяется для тактических целей, а скорее имеет стратегические обоснования.

R.2. Форма, построенная камнями «А» называется тоби, или прыжок.

Цель тоби, обычно, прыжок в центр, когда приходится убегать. В этом ходе сбалансированы скорость и прочность. Из тоби легко получается морда собаки или морда лошади, если пойти дальше.

Форма, образованная камнями «В», называется косуми.

Косуми используется для подготовки глазной формы и прочнее, чем тоби, но не столь быстро.

dia4,refe3

Д.4. Это вторая партия матча на титул Оза между обладателем титула О Риссэем (черные) и претендентом, 25м Хонинбо Тё Тикуном.

Обмены 5-7, 8-14, 15-17 и 18-19 стандартные в локальном смысле, но чтобы понять ход белых 8, черных 17 и борьбу, которая внезапно развернулась после вторжения белых 20, нужно разглядеть стратегический смысл.

R.3. Ходы 1-5 — джосэки, но если белые сначала сделали обмен 4 на 5, а потом сыграли какари 6, то черным уже не нужно играть в «А», скорее они сыграют хасами (клещи) 7 или где-то поблизости. В борьбе, которая возникнет из этих ходов, камень 5 может оказать помощь черным и стать помехой белым. По этой причине белые не должны инициировать обмен 4 на 5.

R.4. Недостаток пренебрежения обменом 4 на 5 на диаграмме R.3 в том, что черные играют 1 (эта точка критически важна для построения базы и получения глаз в углу, как для белых, так и для черных, и раз белые не заняли ее, то туда ходят черные). Предположим, что черные распространятся 2. Вспомните занятие двух месячной давности о распространении через два пункта по третьей линии. Но в данном случае черные уже имеют отмеченный камень (ход 17), и такое распространение не удобно для белых. Фактически, белые имели шанс сыграть 1 сами (вместо хода 20 на Д.4), но этот ход продемонстрировал бы недостаток киаи (боевого духа).

dia5,prob1

Д.5. Ходы до 9 составляют джосэки середины игры. У черных есть варианты на выбор, но ни один из них не привлекателен. После этого последовательность до 23 почти форсирована, но, начиная с хода 1 нужно просчитывать очень много вариантов. Большинство людей быстро бросают попытки вычислить лучший ход в этой ситуации.

Теперь, избежав необходимости играть в «А» белые с удовольствием играют 24 и 26, т. к. эти ходы несут стратегический смысл — изолируют форму черных в центре.

Задача 1. После вклинивания белых 2, вместо разрезания «А» (ход 3 на Д.5) черные могут играть 3. Попробуйте рассчитать некоторые варианты и увидеть, что получится в результате, и для кого этот результат хорош.



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика