Волшебная игра го

В нескольких последних статьях я рассказывал о том, как захватывать группы камней и как выживать. По воскресеньям я веду занятия в классе, и мы подробно рассмотрели некоторые задачи из статей. Учеников удивило количество возможных ходов в целом и тэсудзи (хороших ходов) в частности. Один заметил, что число перестановок кажется бесконечным и что трудно представить все их глядя на доску. Действительно, это так. Сначала у вас возникнут проблемы с представлением себе долее одного хода за раз, но практикуясь вы улучшите эту возможность. Если будите прилежными на протяжении приблизительно года, то сможете играть хорошие партии в го и кое что понимать в партиях профессионалов.

Пример профессиональной партии

Это первая партия матча за титул Оза между претендентом, 25м Хонинбо Тё Тикуном (черные) и обладателем титула О Риссэем.

dia1,refe1

Д.1. О Риссэй любит использовать какари 4 в ответ на ход 3, чтобы посмотреть на ответ противника. Это помогает ему выбрать свою стратегию. Такая техника называется йосу-миру. О применял его во многих титульных партиях. Впервые этот ход ввел в практику Хонинбо О Мэйен.

Далее, белые заняли последний пустой угол. Ход 7 с подвохом. Как следует отвечать белым?

R.1. Когда белые приближаются к камню в верхнем левом углу, черные могут выбирать вариант из «А»-«D» (в последовательности по частоте применения), или играть тэнуки. Ход «Е» недавнее нововведение. У всех этих ходов есть преимущества и недостатки. К сожалению, у нас нет места и времени на подробный анализ.

Д.2.
dia2 Вариути 8 — прочный ход. Он создает миаи распространения через два пункта в обе стороны. Как черным отвечать на этот ход? Приближаться слева или справа, в какую сторону направлять белых? Ход 9 выглядит правильным, т. к. распространение белых 10 не оказывает влияния на относительно прочную позицию слева. Особенно силен отмеченный камень.

Еще одно йосу-миру — ч. 11. Белые могли бы ответить «А», но тогда черные накроют еще один раз ходом «В». Со временем, белые могли бы распространиться еще раз левее камня 10, еще ближе подходя к неприступным камням черных. Но такой ход не несет угрозы, следовательно, не столь эффективен. Обмен 11 на 12 кикаси (форсированный ход) в чистом виде, и в пользу черных, т. к. заставляет белых занять низкую позицию. Заметим, что сыграв кикаси вы не должны уделять много внимания этому камню и можете ходить в другом месте доски. Далее черные приблизились к углу ходом 13. Как отвечать белым? (Подсказка. Вспомните урок о точках хоси, который был приблизительно месяц тому назад).

dia3

Д.3. Ход в районе пункта «А» был бы стандартным, но тогда черные смогут распространиться в «В» или «С», поглотив отмеченный камень белых. Белые не могут позволить черным распространиться в этом направлении, поэтому они вынуждены ставить клещи. Но в какой пункт? В этом случае нужно играть 14, т. к. этот ход оставляет сэнтэ (инициативу) в руках белых после розыгрыша джосэки (стандартная последовательность в углу) до хода 23. Сэнтэ белым нужно для хода 24. Расстояние между отмеченным камнем черных и их камнем, который был первым выставлен на доску, несколько великовато. Белые ходом 24 пытаются наказать черных за слишком широкое распространение, но на левой стороне белые тоже слабы.

Каждый из ходов 25—39 сделан на основе нескольких целей:

  1. Убежать в центр
  2. Не дать противнику соединить свои камни
  3. Соединить свои камни
  4. Построить хорошую форму, обеспечивающую как глаза, так и эффективность.
  5. Продвинуться в центр быстрее противника и перекрыть ему дорогу в центр.

Если смотреть с этой точки зрения, то ходы до 39 становятся понятными. Учитывайте все перечисленные цели, чтобы найти следующих ход белых. Также, не забывайте о том, что соединение слабых камней стоит около 20 очков, за счет того, что они становятся сильными и дальнейшие атаки на них становятся невозможными.

Как следует играть белым после хода 39?

Д.4.
dia4,refe4Принимая во внимание цели 1-5, перечисленные выше, белые выбрали ход 40. Как оказалось на проверку, цель 2 не была учтена, и ход оказался плохим (см. R.2). Ход 41 точно соответствует целям 1, 3, 4 и 5, особенно цели 3. После хода ч. 45 белые должны примириться и выживать 46 в низкой позиции. Этот ход необходим для построения двух глаз и довольно большой в смысле территории, но не имеет стратегического значения, в то время как ходы черных 41, 43 и 45 обеспечивают влияние и соединяют камни черных.

Ходы 47 и 49 изолируют одинокий камень белых и не дают белым расширить свою позицию от нижнего левого угла. После построения прочности черные переключаются на захват ходами 51-57. Если после хода белых 58 черные протиснутся «А», то последовательность б.«В», ч.«С», б.«D», ч.«Е» и б.«F» неизбежна. Это приводит к бурлящей драке, в которой обе стороны поставят на карту результат партии.

Оба игрока сильные бойцы, но О особенно известен как режиссер сложных ситуаций. У черных преимущество в партии, поэтому им нужно стремиться следовать менее рискованным стратегиям. Их цель проста — изолировать огромную группу белых в верхнем правом углу. Как играть черным? Ответ на следующей неделе.

R.2. После хода ч. 1 белым следовало сначала играть 2. Этот ход отрезает отмеченный камень черных и усиливает отмеченные камни белых. Понятно, что ход черных 3 хороший, но их камни остаются слабыми даже после хода 5. Черные хотели бы разрезать ходом «А», но последует ответ б.«В», ч.«С» и ходом «D» белые захватят камни черных, включая отмеченный. Сложно сказать какой бы следующий ход сделали белые, но несомненно, что отмеченные камни, включая одинокий отмеченный крестиком, стали прочными, облегчив белым борьбу в этой части доски.

Решение задачи 3 прошлой недели.

S.3A (Задача А). Ход черных 1 достаточно прост.

sol3A,3B,refe3

S.3А (Задача В). Ходы черных 1 и 3 кажутся безрассудными, т. к. ход б. 4 захватывает четыре камня.

S.3B (Задача А). Ход белых 2 не страшен. Черные просто соединяются 3.

S.3B (Задача В). После хода 4 черные возвращаются и играют 5, чтобы захватить три камня белых. Подобная комбинация называется исино-сита (игра под камнями).

R.3 (Задача А). Конечно, ход черных 1 использует исино-сита тэсудзи, но при этом теряют несколько очков (по крайней мере, два).

R.3 (Задача В). Ход ч. 1 — ошибка. Ход 2, в комбинации с последующими, захватывает черных. Захват двух камней ходом 3 кажется изящным, но белые делают ход 4 на месте отмеченного треугольником камня белых. Черные должны захватить ходом на месте отмеченного крестиком камня, а белые ходом 6 соединяются, делая ложным глаз черных.



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика