Волшебная игра го

В го камни выживают, если их не может захватить противник. Простейший способ гарантировать «жизнь» это построение формы с двумя глазами или, по крайней мере, иметь возможность всегда построить два глаза.

Два глаза

Д.1. Четыре группы черных на этой диаграмме маленькие и имеют по два глаза. Заметим, что эти глаза существуют отдельно. Причина того, что группы выжили в том, что белые не могут сделать ход ни в один пункт внутри групп черных и не могут оставить группы черных с одним дамэ. В такой позиции белые могут делать ходы только внутри своей территории.

dia1-3

Д.2. Четыре группы черных на этой диаграмме выживают по другим причинам. Две группы наверху могут построить два глаза. Если белые сыграют в «А», то черные ответят в «В», и наоборот. Если белые пойдут в «С», то черные ответят в «D», и наоборот. В каждом случае белые не могут сделать следующий ход.

В двух нижних примерах группы черных выживают иным образом. Ни черные, ни белые не могут заполнить пункты «Е», «F» или «G», т. к. любой из этих ходов поставит их камни в атари. Это означает, что выживают и группы черных и отмеченные камни белых, т. к. их не будут захватывать.

Д.3. Все группы черных на этих диаграммах мертвы. Группа «А» мертва, потому что все ее глаза ложные. Белые в любой момент могут захватить три отмеченные камня, т. к. они в положении атари.

Группа «С» тоже чувствует себя плохо, т. к. не имеет глаз. Белые могут захватить отмеченный камень в любой момент. Верно, это ко, но черные не могут защитить отмеченный камень иным способом кроме соединения «С», и тогда становится ясно, что глаз у них один.

Черные группы в углу тоже в плачевном состоянии. Черные могут сыграть в «D», но тогда ход белых «Е» не даст возможности построить два глаза. Результат не изменится, если черные пойдут в «Е», а белые ответят в «D». Черные могут пойти в «F», но белые отвечают в «G», и наоборот.

Теперь сравните группы в нижней части Д.3 с группами в нижней части Д.1.

Д.4. Формы белых на этой диаграмме похожи на формы черных на Д.1, но без одного камня и в каждом из случаев. Предполагаем, что ход черных. Рассматривайте каждую из форм как отдельную, каждый раз первый ход черных.

В го бывает, что несколько задач приводятся на одной диаграмме. Это не значит, что они представляют одну позицию. Так делают для экономии места при рассмотрении больше чем одной задачи за раз.

В верхнем левом углу ходом 1 черные наносят атари четырем белым камням. Даже если белые потратят ход на соединение в 3, то их камни все равно останутся в атари. Если они сыграют в другом месте доски, то черные всегда могут захватить отмеченные камни ходом 3.

Ситуация в верхнем правом углу несколько отличается, т. к. ход черных 1 не наносит атари камням белых. Тем не менее, если белые сыграют в этом месте после хода 1, то сами себя поставят в атари. Следовательно, они не будут здесь играть, а пойдут в другом месте доски. Черные нанесут атари ходом 3, при этом сами окажутся в атари. Белые могут захватить ходом 4.

Ситуация в нижнем правом углу аналогична позиции наверху справа.

dia4-6

Д.5. После захвата белыми двух камней в каждом из случаев правой части предыдущей диаграммы получатся такие позиции. Теперь черные могут сыграть 5. В верхнем правом углу белые могут захватить «А», но при этом сами останутся только с одной степенью свободы, следовательно, черные могут захватить белых немедленно. Если же белые не будут ходить, то черные могут захватить шесть камней ходом «А».

Та же история в нижнем правом углу. После хода 5 белые могут захватить ходом «В», но это бессмысленно. В конце концов, камни белых будут захвачены.

Д.6. Теперь представим себе, что черные поставили отмеченный камень, а белые не ответили на этот ход (например, в процессе ко борьбы). Черные могут продолжить 1. Белые не станут играть в этом месте, т. к. нанесут себе атари. Теперь черные наносят атари 3. Тогда белые захватывают ходом 4. Теперь сравним эту позицию с группой белых в верхнем правом углу на Д.4. Она отличается наличием двух дополнительных камней белых, но по сути та же самая, и ход черных. Следовательно, черные могут убить эту группу ходом в центр большого глаза белых (1 на Д.4, или в точку, где стоял отмеченный камень на этой диаграмме). Теперь мы знаем, что группа белых обречена.

Задача 1. В каждом из четырех случав черные ходят и убивают группу белых. Фокус в том, чтоб найти этот первый ход, который немедленно сводит задачу к более простой, которую мы уже рассматривали. Начните с верхней правой позиции, потом перейдите к верхней левой, а закончите задачей в нижнем левом углу.

problem 1-2

Задача 2. В каждом из этих углов черные могут захватить группу белых. Везде ход черных. Обычно, хорошим способом захвата являются сначала уменьшение глазного пространства, а затем ход в ключевую точку.

S.1. Во всех случаях ход черных 1 правильный. Во всех случаях сопротивление белых приводит только к ускорению процесса захвата группы. Ситуации с группами на правой стороне очевидны. На левой стороне глазное пространство тоже сводится к меньшему ходом 1.

sol1-2,prob3

S.2. В верхнем правом углу сначала нужно уменьшить глазное пространство ходом 1, и если белые блокируют 2, то наноситься решающий удар 3. В нижнем правом углу хорошо работает та же техника. В нижнем левом ход 1 наносит атари, так что белые вынуждены соединяться 2. Теперь ходом 3 черные убивают. Заметим, что черные могли бы играть сразу в 3, белые не смогли бы ответить 1 и построить два глаза, т. к. этим ходом наносят себе атари. В верхнем левом углу черные используют комбинацию приемов, включающую в себя уменьшение глазного пространства 1 и 3, а затем ход в жизненно важную точку 5. Заметим, что даже захват белыми камня черных 1 принесет только ложный глаз.

Задача 3. Четыре задачи на этой диаграмме отличаются не сильно. Поработайте с задачами в последовательности от «А» до «D», т. к. у них нарастает сложность. В задаче «D» есть интересный сюрприз. Во всех случаях ход черных.



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика