Волшебная игра го

Что такое хороший дизайн? Дизайн сделанный именно для вас или дизайн для удобства? Для большинства людей хороший дизайн удобен. Только посмотрите на природу, в которой хороший план называют эволюцией. Плохо спроектированные животные, животные с рудиментарными особенностями вымирают. Только существа, способные сражаться за свою сферу обитания, выживают. Эволюция не строит прожектов на будущее выживание, потому что среда обитания меняется. Не строит предположений о том, что может, а что не может произойти, хотя это и есть факторы определяющие жизнь и смерть.

Какое всё это имеет отношение к го? Это означает, что вы должны планировать и строить хорошие формы. В го хорошие формы это эффективные формы, без тех дефектов, которые может использовать противник. На прошлой неделе мы говорили о пустом треугольнике и немного об атари, точнее о том, как избежать нанесения атари.

Решения задач

S.1. Это джосэки часто встречается при игре на форе. Ходы до 12 были приведены на прошлой неделе. Ходы 13-15 правильное продолжение. Заметим, что обмен б.«А», ч.«В», б.«С» и ч.«D» привилегия белых и легко приносит им 10 очков. Помните это при рассмотрении диаграммы R.2.

sol1,refea1-2

R1. Некоторые, особенно начинающие, наносят атари как только увидят возможность сделать это, но чаще лучше не наносить атари, чем наносить. Если черные по ошибке сыграют 1, то белые соединятся 2. Далее ход черных 3 это еще одно атари и белые, естественно вытянутся 4. Черным нужно защитить свою слабость ходом 5. Последовательность «А»-«D» остается привилегией белых. После хода ч. 5 белые, вероятно, сыграют «Е», чтобы подавить камень черных 1. После такого хода территория белых распространится до пунктов отмеченных крестиками и не будет иметь слабостей. Такая последовательность стоит приблизительно на 15 очков больше, чем последовательность на S.1. Следовательно, атари черных 1 и 3 помогли белым сделать большое дело.

R.2. Вы можете возразить тем, что на ход ч. 1 белые могут удлиниться 2. Это правильно, но теперь черные могут нанести атари 3 с другой стороны, строя пустой треугольник белым. После защиты белых 4 черные могут немедленно устроить обмены 5-9, а потом защититься 9. Последовательность стоит 10 очков для черных. Если вы считаете, что 10 очков это не много, то вспомните, сколько парий вы проиграли с разницей меньше 10 очков. Совершенствование только одного этого технического приема может повлиять на результаты ваших партий.

sol2,refe3

S.2. Эта задача на тему использования прочности. Отмеченные камни черных это прочность. Они сильны и прочны. Следовательно, атака отмеченного камня ходом 1 правильная. Если белые попытаются построить базу, то черные сыграют 3 и 5, чтобы прижать белых к стороне. Белым нужно защищаться 6-12, что дает черным возможность построить прекрасную прочность ходами 5-11, а потом распространиться 13. Заметим, что одна из особенностей прочности отмеченных камней черных в том, что никакое количество камней белых появившихся рядом не влияет на их статус.

R.3. Не хорошо отвечать на вторжение белых отмеченным камнем клещами 1. Конечно, это лишает белых возможности построить базу, но теперь белые могут пожертвовать этот камень. Ходы 2 и 4 это стандартный способ создать некоторые дефекты в форме черных, и в то же время такие ходы делают черных переконцентрированными. Далее, ход белых 6 — хорошее двойное какари (атака угла). Если следовать джосэки из S.1, то белые получат хорошую форму, а черные проблемы после хода 16. Если, как рекомендовано джосэки, они укрепятся «А», то в будущем белые могут убежать «В». Ход «В» вместо «А» предотвратит попытки белых убежать, но теперь белые могут играть «С» в сэнтэ. Поэтому, первоначальное какари белых (отмеченный камень) может погибнуть, но принесет достаточно компенсации, а прочность черных наверху не сработала в полную силу.

sol3,refe4

S.3. При наличии этих отмеченных камней белых и черных противостоящих друг другу, важно чей сейчас ход. В данном случае ход черных, так что они должны применить клещи к отмеченному камню, одновременно распространяясь от своего отмеченного камня ходом 1. Другие клещи, такие как 17, 14, «А», «В» или «С» несут свое особое воздействие на предстоящую борьбу. Белые не очень рады борьбе, т. к. у черных сохраняется инициатива, они сыграли первыми. Следовательно, белые могут упростить игру прилипанием 2. Хотя вариантов много, ходы до 18 — одно из джосэки. Оно позволяет черным построить прочность и поддерживать атаку до хода 19.

R.4. Белым не следует рисковать и убегать обменом 2 на 3, а затем вторгаться 4. Это начнет жесткую борьбу не в пользу белых, т. к. они всегда будут на шаг позади. В данном случае три камня белых 4, 8 и 14, скорее всего, окажутся в тяжелом положении после хода черных 15.

S.4. Похоже на зеркальное отображение задачи 1 и диаграммы S.1. И снова, хорошим стилем для белых будет ход 8, а не слишком очевидное атари 9. После хода 8 лучшим ответом будет ч. 9. Тогда белые вырываются наружу 10. Комбинация 11, 13, 15 приносит пользу черным. У белых нет выбора, и они защищаются 14 и 16. Кажется, что белые могут разрезать в точке «А», но это разрезание не работает. Тем не менее, белые могут имеет ввиду ход «В», на который черные ответят «А», после чего белые могут вторгаться в «D», а в зависимости от ситуации, даже и в «С».

sol4,refe5-6

R.5. Ходы белых 8 и 10 — плохой стиль. Белым приходится играть до хода 14. Они могут переключиться на 16, но потери от обменов 10-15 ужасны, т. к. делают черных очень сильными, а белым приносят только по одному очку за каждый ход. Я знаю, есть много людей играющих таким образом только ради того, чтоб сделать ход 16, но потери от 10-15 слишком велики.

R.6. Много лет тому назад я сделал ходы 8 и 10 против сильного игрока и был горд тем, что захватил его камни 5 и 11, но черные противопоставили 13 и 15, захватив угол и немало территории. Далее, черные имели возможность сыграть «А», б.«В», ч.«С», б.«D», забрав два камня в сэнтэ. Несомненно, что ходам 8 и 10 не стоит подражать.

sol5,refe7-8

S.5. Правильным ходом 1 белые максимально используют свои камни в углу. Черные хотели бы отрезать «А», но не могут, т. к. последует б.«В», ч.«С», б.«D» и ч.«Е». Белые смогут забрать два отмеченных камня ходом «F».

R.7. Если белые сыграют 1, построят пустой угол, то только подтолкнут телегу черных ходами 3 и 5. Далее черные сыграют ханэ 6. Если белые сопротивляются 7, то черные разрезают 8. Белым будет очень тяжело выбраться из такой ситуации.

R.8. Задача порождена вторжением белых 1. Выглядит опрометчиво, но даже если черные зажмут тиски 6 и 12, белые могут вырваться 11, и дальше им поможет комбинация 13 и 15. Черным очень тяжело удержать и весь угол, и внешние камни в целости.



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика