Волшебная игра го

Август 2001 г.

Может быть самым сложным при решении задач является отождествление, потому что только осознав тип ситуации вы можете найти стратегию работы с ней. Это применимо ко всему окружающему нас, от школьных учебников до интеллектуальных видов спорта, таких как шахматы и го. Как распознавать задачи?

В целом, задачи можно распознать по тому, как они повлияли на ситуацию. Но в этот момент уже слишком поздно что-то делать с ними. Лучшим способом распознавания задачи является понимание всех эффектов от данной ситуации до того, как она станет проблемной. Лучшим способом в этом случае будет мысленное представление, например, визуализация наиболее вероятной ситуации с последующей оценкой ее желательности. В го нам очень помогает доска, за которой мы сидим и камни уже вставленные на нее. Регулярное представление не только своих ходов, но так же и ходов противника удивительным образом улучшает ваши способности к игре.

Все знают, что практика ведет к совершенствованию, но это только половина правды. Если вы повторяете неправильные ходы, то улучшаете стратегию, которая не применима в данной ситуации. Нужно сконцентрироваться на умении отличать правильное от ложного, истину от игры воображения. Ситуация еще сложнее. Истина не всегда видна и поэтому обычно присутствует интерпретация осознанной проблемы и того, как ее решать. Это возвращает нас к первоначальному вопросу, т. к. решение задачи только меняет ее. В шахматах и в го это означает, что вы обыгрываете противника до тех пор, пока находите то, что не можете победить. На работе это означает, что вы продвигаетесь по служебной лестнице до тех пор, пока не достигните того уровня, с которым уже не справляетесь.

О Мэйен удержал титул

О Мэйену потребовалось сыграть семь партий, в первый раз защищая титул Хонинбо, чтобы в конце концов одолеть 21 летнего Тё У. Победа принесла 32 миллиона йен. Оба игрока родились в Тайване и переехали в Японию в очень раннем возрасте с целью оттачивать свое искусство игры в го.

Партия явно показывает, что точный расчет и хорошее чувство задач (как их решения, так и постановки) приводит к победе.

diagam3

Д.3. Продолжение партии, которую мы начали анализировать на прошлой неделе. Последним ходом белых был ход «А». Это попытка усилить свою группу внизу справа, одновременно нацеленная на разрезание б.«А», ч.«В», б.«С», ч.«D», б.«Е». Но черные могут просто соединить свои камни ходом «F». Им не нужно беспокоиться о камнях в центре, т. к. благодаря обмену отмеченными камнями черные отдали четыре камня, но получили огромную силу в центре. Короче говоря, ход белых «А» оказался пустой угрозой. Правильный ход показан на S.1.

Ход черных 1, хотя и сделан в правильном направлении, но, тем не менее, не совсем верен. Правильный ход приведен на S.2.

К ходу 18, играя как можно проще, белые построили живую группу, но потом немного попортили крови черным, рассердив их, и черные сделали нечто невероятное. Следует заметить, что черные на протяжении всей партии чувствовали свое отставание и, следовательно, искали способ внезапно повернуть партию на свой путь, путь размышлений. К тому же О Мэйен пытался уменьшить принадлежащую черным территорию справа, что заставило Тё У сделать свой следующий ход.

diagam4

Д.4. Ход 23 — попытка захватить все камни белых без компенсации. Такие ходы называются мотикоми. Предпосылка этого хода в том, что Тё должен просчитать все возможные варианты, включая и сэмэай который возникнет позднее в верхнем правом углу. Сделал ли он это?

Ходы до 29 форсированы. Далее белые играют несколько кикаси (форсирующие ходы) 30 и 32, а потом и 38, но ход 34 решил результат партии. Ходы черных 35 и 37 ловкие форсирующие, но после окончательного разрезания белых 46 всё что нужно сделать это просчитать сэмэай наверху справа.

diagam5

Д.5. Последовательность до хода 53 привела к многошаговому ко в верхнем правом углу. Например, белым нужно сделать приближающий ход и игнорировать ко угрозу черных. Иными словами, эта ко борьба сама по себе не в пользу белых. Тем не менее она напоминает бомбу замедленного действия, белые могут начать ко борьбу в любой момент, когда захотят, а черные должны иметь ее ввиду на каждом ходу, что равносильно борьбе с одной связанной рукой. Черные не могут рисковать и ввязываться в серьезную борьбу. Белые получили всё, что могли от этого ходом 54 (между прочим, это вновь сделало ход «А» на Д.3 хорошим). Черные придавлены возможностью получить дамэдзумари (нехватка дамэ) в «С», «D», и «Е» и разрезанием «В». Ходы черных 57 и 59 создают миаи соединения в районе «В» и в районе «А». Потом белые продолжают атаку прежде сильной группы на нижней стороне ходами 60-68, и в конце концов загнали черных в угол началом ко борьбы ходом 70. Это двух шаговое ко, но черные не могут себе позволить себе его проиграть. Хотя партия еще и не закончена, у черных нет сил устоять против столь длительного давления, им удалось растянуть партию, но через 70 ходов черные сдались.

О Мэйен в конце концов показал, что он достоин быть Хонинбо еще один год.

S.1. Ходы белых 1 и 3 прочные. Даже если черные получают территорию ходами 2 и 4, белые теперь могут и они уже получили достаточно очков.

sol1,2

S.2. После хода белых «А», черные должны играть 1, чтобы взять территорию справа. Как альтернатива, возможен ход «В». Если белые играют «С», то разрезание «D», видимо, превышает способности белых к сопротивлению.

Новые задачи

Эти задачи выглядят взятыми из учебников, но они в действительности встретились в показанной на этой неделе партии.

Задача 1. Черные сыграли 19 на Д.3. На этой диаграмме это отмеченный камень. Если предположить, что на последовательность б.«А», ч.«В», б.«С» черные ответят «D», то как белые смогут выжить?

Задача 2. Белые только что сыграли цукэ. В партии черные сыграли «А», последовал ответ белых «В». А что будет, если черные сыграют 1?

Задача 3. После хода черных отмеченным камнем, белые могут устроить обмен 1-4 и соединиться 5. Как отвечать черным?

problem1,2,3


 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика