Волшебная игра го

Как высоко можно подняться и как низко опуститься? Иными словами, где границы спектра оттенков в го — баланс дает все, что нужно для победы. В войне военно-воздушные и морские силы расчищают территорию, но главная опора любой военной силы это наземные войска. На этой неделе мы исследуем важность и инструменты стратегии связанной с территорией и влиянием.

Как мы видели на прошлой неделе, третья линия это линия территории и она используется для построения базы, в то время как четвертая линия это линия влияния. Долгое время третья линия была наиболее популярна, но в 20м веке игроки начали использовать стратегии включающие в себя четвертую линию. В пятидесятые годы новаторы Го Сэйген и Китани Минору как раз начали использовать четвертую линию в фусэки. Тё Тикун, один из самых влиятельных игроков в наше время, как известно временами ставит камни в фусэки на третьей линии и даже на второй.

Путь, которым го развивалось в течение 4000 лет, менялся, и новые исследователи считают, что сильнейшие профессионалы за последнее столетие выросли на половину камня. Прогресс медленный, но с ростом количества профессиональных игроков в мире совершенствуется и уровень их игры.

Д.1. На этой диаграмме показана вторая партия 16-го матча на титул Кисэй, которую Ямасиро Хироси (белые) и Кобаяси Коити (черные) играли в 1992 году.

анализ партии в го

После первых четырех ходов все углы заняты. Ходом 5 черные подошли к верхнему левому углу. Такой подход, приближение к камню в углу, называется какари. У белых есть выбор из различных ответов, и они сыграли джосэки (стандартный розыгрыш в углу) 6-11. Альтернативой ходу 11 является ход «А», ориентированный на влияние, но Кобаяси любит играть на территорию. Белые играют какари 12. Ходом 13 черные намереваются превратить верхний правый угол и, возможно, верхнюю сторону в территорию. Ход белых 14 правильное распространение через два пункта от камня 12, вместе эти камни формируют базу. Ход 15 атакует эту базу. Белые пренебрегают соответствующим развитием своих камней и предпринимают нечто радикальное. Они вторгаются 16, имея целью построение базы в этом месте, создавая помехи территориальному стилю черных. Ход 17 выглядит слишком консервативно, но даже со стенкой 7, 9 распространение через три пункта слабовато. Для получения базы белые распространяются 18. Ходами 19 и 21 черные создают форму, которая делает базу белых маленькой, насколько это возможно. Ход 21 готовит собственную базу и одновременно не позволяет белым расширить базу в угол. Т. к. белые могут получить базу на верхней стороне, но не два глаза, они выдвигаются в центр ходом 22.

Заметим, что этот ход не только выводит группу, но и разделяет две группы черных на верхней стороне.

Задача 1. После хода 1 (16 на Д.1), вместо хода «А» ход 2 выглядит сурово. Как черным справиться с такой ситуацией? (Подсказка — у распространения через три пункта есть слабость).

анализ партии в го

Д.2. Ход 23 естественный, он разделяет две группы белых и прокладывает дорогу в центр. Ход белых 24 аналогичен ходу 22 на Д.1. Ходы 35 и 37 захватывают отмеченный камень, одновременно предотвращая разрезание «А».

Задача 2. После хода черных 39 (1 на этой диаграмме) у белых много вариантов ответа. Они могут играть «А», это стандартный ответ на какари, или «В», как сыграли черные ходом 13 на Д.1, или «С», или «D» чтобы взять камень черных в клещи, или «Е», такое прилипание сделает черных прочнее, но поможет белым в центре. Как следует играть?

Задача 3. Ход белых. Посмотрите на нижнюю сторону, где играть?

S.1A. В ответ на ход ч. 2 превосходным вторжением будет б. 3. Если черные сыграют 4, то ходы до 9 представляются форсированными. Белые обеспечивают себе два глаза и вычерпают территорию черных.

S.1B. Глядя на диаграмму S.1A ход черных 4 может показаться более жестким, но теперь белые сыграют 5 с целью создать точку разрезания в форме черных, а ходом 7 соединятся понизу (имеется ввиду ближе к краю доски), что является хорошей комбинацией. Теперь пункты 8 и 9 миаи, т. е. если черные занимают один из них, то белые играют в другой. Ходы ч. 10 и 11 тоже миаи. Черные могут играть и в 11, но тогда последует разрезание 10. В любом случае отмеченные камни черных в опасности.

решение го задач

S.2. В ответ на ч. 1 правильно отвечать 2. Черные протискиваются 3, вызывая последовательность до хода 15. Далее ход 16 выглядит совершенным. Белые распространяются по четвертой линии на расстоянии двух пунктов от отмеченного камня. В отличие от распространения по третьей линии и построения территории, такой ход приносит влияние, а помощь белой группе в центре в районе верхнего отмеченного камня важнее.

R.1. Клещи 1 не уместны, что демонстрирует последовательность показанная на этой диаграмме. Ходы до 17 — джосэки, стандартный розыгрыш в углу. Черные получили возможность атаковать камень белых «А», одновременно сделав точное распространение 18. К тому же, ход черных в районе «В» заставит белых добить камни слева. Но ход в районе «В» может в дальнейшем ухудшить положение отмеченных белых камней в центре.

S.3. Белым нужно играть вариути (разделяющий ход) между двумя позициями черных, и теперь белые могут распространяться в любую сторону. Это ход белых 1. Несомненно, что ход черных 2 — хорошее распространение. Тем не менее, ходом 3 белые создают себе базу. Если в этот момент черные вторгаются 4, то ход 5 создает миаи 6 и 7. Если черные решат сделать ход 6 в 7, то ходом в 6 белые получат хороший результат. Поэтому черные обычно отвечают 6, за тем следуют ходы 7-9. Это тоже джосэки.

Ответ на задачу 4 прошлого номера.

S.4. Ход черных 1 правильный. Что бы ни делали белые, они не получат двух глаз. Если белые играют 2, то ч. 3 будет прекрасным опровержением. Теперь белые могут захватить ходом в «А», но тогда черные захватывают пять камней ходом «В». Если белые играют в «В», то черные немедленно отвечают в 3 и захватывают шесть камней. Этот прием называется «защелка», не путайте его с ко, в котором позиция на доске повторяется.

задачи и решения в го

R.2. Ход черных 1 ошибочный. У белых есть роскошный ответ 2. Выбора у черных нет, они захватывают 3.

R.2B. Далее, после хода ч. 5, белые уменьшают скорость черных на один ход, иными словами, черные не могут играть 10, т. к. поставят свои камни в атари. К ходу 10 белые выживают.



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика