Волшебная игра го

Лето 2001

Что общего есть в действиях дизайнера одежды, инвестора, домохозяйки, генерала армии, отпускника и игрока в го? Все они думают, и планирую свои действия, и чтобы делать это эффективно, важнее всего разбить задачу на отдельные этапы, поставить цели и спланировать затраты занимать одновременно только одним этапом. Видимо, большинство людей, действуя, создают ощущаемые плоды, а как с эти обстоит у игроков? Зачем вообще играть? Не оторваны ли они от реальной жизни?

Игры готовят нас к ситуациям в реальной жизни, создавая имитацию, которая позволяет нам развивать свои способности к исполнению разных действий. И возможно, что самые важные умения, которые вы можете развить, играя в го, это предвидение и планирование, память и творчество. Игры в педагогике используются в качестве обычного инструмента для развития способностей, как у новорожденных, так и у взрослых людей. На самом деле, игры, в которые играют двое и более людей, могут развить способности к коммуникации и кооперации. Тем не менее, на слове «игра» лежит некоторое клеймо.

Для того, чтобы организовать и продвигать игры, такие как го, шахматы, шашки, бридж была создана организация, которая называет себя Mind Sports Organization, MSO. У нее есть потрясающий сайт (www.msoworld.com), на котором перечислены мероприятия, в том числе и чемпионаты по играм и отделения по всему миру. Японское отделение организует 28-29 июля 2001 года соревнование по интеллектуальным играм, которое пройдет в International Forum Building in Yurakucho, Tokyo.

The Banyu Inryoku, расположенная в Shinjuku Ward, активно работает уже несколько лет и организует соревнования по разным играм ежегодно. Основное внимание уделяется работе с молодежью, чтобы при помощи интеллектуальных игр отвлечь ее от отрицательных социальных влияний. Banyu Inryoku надеется на то, что интеллектуальные виды спорта способствуют развитию дружбы с иностранцами, проживающими в Японии. Руководит секретариатом, господин Кондо из игрового клуба Cosmo, в котором культивируются несколько видов интеллектуального спорта, в том числе и го, реверси, рэндзю, сёги и др. Номер телефона (03)3205-1746 (только для Японии).

Атари — последнее дамэ

Существует несколько показателей «здоровья» камня, среди них количество дамэ (близлежащих свободных пунктов) и количество дамэ окружающих его камней соперника. Умение посчитать, сколько дамэ есть у камня (или группы камней) — ключ к управлению камнями.

Д.1. В этой ситуации ход черных. Как два отмеченных камня белых, так и два отмеченных камня черных в опасности, так как у них осталось только по два дамэ.

атари в го

Д.2. Ход черных 1 неправильный. Да, он закрывает одно дамэ у белых камней, но так же и уменьшает количество дамэ у черных камней. Теперь количество дамэ у отмеченных черных камней уменьшилось до одного, и такая ситуация называется атари. Получилось так, что черные сами себе нанесли атари. Белые могут занять последнее дамэ черных и захватить три камня (камень 1 и два отмеченных камня).

Д.3. Что можно сказать о ходе черных 1 на этой диаграмме? Этим ходом черные наносят атари белым камням, оставляя свои камни в безопасности. Даже если белые теперь ответят 2, черные ходом 3 закроют последнее дамэ двух отмеченных камней белых и снимут их с доски.

Д.4. Когда черные делают ход 3 на предыдущей диаграмме, они реально снимают с доски два камня белых. Получится позиция показанная здесь.

Д.5. Пример двух ситуаций

правила го

Д.6. (Запрещено правилами) Черным запрещено делать ход 1, т. к. это самоубийственный ход. Есть ситуации, в которых такие ходы могут принести преимущество, но они запрещены в японских правилах (хотя в других правилах разрешены). Аналогично, белым нельзя делать ход 2.

Д.7. (Разрешено) Этот случай совершенно иной. Ход 1 белых не самоубийственный, потому что два отмеченных камня черных в атари, и этот ход занимает их последнее дамэ. Выставление камня на доску это еще не завершение хода.

Д.8. Теперь ход белых 1 на предыдущее диаграмме завершен — два черных камня сняты с доски. Как мы теперь видим, ход белых 1 не самоубийственный, он к тому же освобождает камень, находящийся на пункт ниже.

Решение задач прошлой недели

S.1. Ход черных 1 правильный. Он сохраняет отмеченный камень, присоединяя его к двум другим камням черных.

решение го задач

S.2. Ход черных 1 спасает два отмеченных камня, присоединяя его к двум другим камням. Убедитесь, что камень «А» не соединен с основной группой черных.

S.3. Ходом 1 черные спасают отмеченный камень и соединяют его с остальными камнями.

S.4. Ход черных 1 спасает три отмеченных камня почти связывая (еще не окончательно) их с двумя камнями «А».

Новые задачи

Задача 1. Как отмеченные камни черных, так и отмеченный камень белых отрезаны от основных своих групп. Ход черных. Они могут нанести атари и захватить камень, спасая, таким образом, свой отмеченный камень. Как?

го задачи

Задача 2. Кажется, что отмеченным камням черных не выбраться из тяжелой ситуации. К счастью ход черных. Нанеся атари некоторым камням белых, они могут спасти свои камни. Как?

Задача 3. Черные могут захватить один камень, нанеся атари двум камням. Как им это сделать?

Задача 4. Белые только что разрезали отмеченным камнем. Черные, нанеся атари, могут захватить несколько камней. Какое атари, из возможных в этой позиции, правильное?



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика