Волшебная игра го

Не падай духом (**-*****)

Освободившись от производственных обязанностей некоторые люди заболевают в первый день отпуска. Подобное случается и в спорте, и при игре в го. Поняв, что отбились, вы считаете, что борьба закончена и расслабляетесь. В этот момент вы обречены.

Предыдущая партия между Ямасита Кэиго и Кобаяси Коити, которая решила судьбу титула Госэй – хороший пример того, как судьба отворачивается от того, кто потерял концентрацию. В тот момент, когда Ямасита расслабился, он совершил почти фатальную ошибку. Ямасита играл белыми.

Д.1. После действий черных на верхней стороне доски белые оказались в неприятном положении. Пожертвовав свои отмеченные камни, белые смогли сыграть ханэ 4. Теперь черные не могут разрезать и им нужно ретироваться 5. Ходом 6 белые портят форму черных, и 7 это лучший ответ, хотя и болезненный для черных. Белые включают повышенную передачу и играют ханэ 10, позволив черным запечатать группу белых ходом 11. Детали см. на S.2.

партия го

В последовательности до 18 белые обеспечивают себе жизнь либо соединением «А», либо построением глаза «В» (камня черных нет в пункте «В», он захвачен ходом 8). Обычно, форсированное создание такой низкой позиции решает партию, но у черных отлегло от сердца, они не остались в долгу и сделали ход сомнительного качества 19. Подробности на диаграмме F.1.

Сопротивление 22 естественно и, по ощущениям, ханэ 24 хороший ход, т.к. черные должны построить пустой треугольник (плохую форму) 25. Ходы белых 26 и 28 – хорошая комбинация, использующая технику мотарэ – прилипание к сильному камню с целью ослабления противника в другом месте, пусть и ценой усиления сильного.

Черные хорошо сопротивляются 27-33, но их слабость в центре проявляется, когда белые прилипают 34 и объединяют все свои камни 36.

Ходом 40 белые пытаются использовать ту же технику мотарэ еще раз надавливая на относительно сильные камни белых внизу справа, с целью усилить себя (как и соперника) и подготовить атаку в центре. Но черные не отвлекаются и захватывают три белых камня в центре 41 и 43. Черные мстят захватом двух отмеченных камней 44-50. Это пленение значит больше, чем кажется на первый взгляд, т.к. камни черных на нижней стороне становятся слабее. Отзвуки этого захвата проявятся на следующей диаграмме.

анализ партии в го

F.1. Вместо 19 на Д.1 черным следовало играть 1 на F.1. Лучшим ответом белых будет 2, но тогда ходом 3 черные захватывают три отмеченных камня. Цена этого захвата высока, т.к. немедленно делает группу черных, в состав которых входят отмеченные камни, сильной и прочной. Это развязало бы черным руки для борьбы по всей доске.

Д.2. Черные вторгаются в мойо белых и создают живую группу, но белые перехватывают сэнтэ и делают невероятный, но энергичный ход 60, жертвуя этот камень с угрозой начать ко 62 и 64. Черные соглашаются 65 делая ко не столь опасным, но белые пробивают ко ходом 66 в пункт 60. Черные наносят ко угрозу 67, но белые игнорируют ее и закрывают ко ходом 68 на месте отмеченного камня.

партия го

Черные пытаются угрожать группе белых в центре 69 и 71, а затем защищаются 73 – смертельная ошибка. Ход 72 был не только оборонительным, но и обеспечивал опустошительное продолжение 74. Подробности на F.2.

Ход черных 79 опасен. Белые могут спасти свои камни заняв пункт «А», но тогда черные могут устроить обмен 89 на «В», а затем сыграть «С», угрожая ко борьбой «D». Если белые отразят эту атаку и сами займут пункт «D», то у черных появится возможность играть «Е» и «G» (на что белые ответят «F» и «H»), после чего черные получат возможность вторжения на левую сторону в районе пункта «I».

анализ партии в го

По этой причине белые выбирают расширение своей территории 80 и 88, с одновременной защитой от вторжения «I». Таким образом, они пожертвовали отмеченные камни, но черным потребовалось три хода для полного удаления всех плохих адзи и захвата камней белых.

Ходом 94 (последний ход на этой диаграмме) белые разрушили потенциал черных в центре и довели партию до победы в 2 с половиной очка, завоевали титул Госэй и 100 000 долларов.

F.2. Если черные после хода 74 (отмеченный камень на этой диаграмме)соединятся 1, и попытаются сыграть тэсудзи 3 и 5, то нанесут двойное атари. Но после защиты белых 8, черные должны захватить 9 с потерей разрезающего камня 3 после хода белых 10. Теперь черным нужно выживать 13, но белые серьезно уменьшают территорию черных наверху справа.

Решение задач прошлой недели

решение го задач

S.1. Ход черных 1 – грубая ошибка, т.к. ходом 2 белые оказываются поставлены в безвыходное положение. Что бы они ни делали, их отмеченные камни не наберут больше двух дамэ, в то время как у отмеченных камней черных три дамэ. Таким образом, отмеченные камни черных потеряны.

S.2. Черные должны подчиниться ходом 1. Ходы 2 и 8 сэнтэ, но они не помогают. В конце концов, если белые играют 10 (что лучше чем ход 10 на Д.1), то черные не могут разрезать «А» из-за блестящего тэсудзи 2 (см. предыдущую статью), перед которым был сделан ход отмеченным камнем устроивший ко не выгодное черным.

R.1. Неправильно играть 1 и 3. Ходами 2 и 4 белые пробивают ко (два раза). В этот момент белые захватят 6 и получат большую территорию, одновременно освободив свои камни вне зависимости от того, куда черные сделают ход 5.

Новые задачи

На следующей неделе мы обсудим мотарэ или атаку прилипанием, такую, как ходы 26 и 40 на Д.1. Две приведенные задачи относятся к этой теме.

го задачи

Задача 1. Стандартная ситуация, в которой применяется атака прилипанием. Белые только что вторглись отмеченным камнем. Что делать черным?

Задача 2. В партиях го часто встречается последовательность 1-4. Как использовать технику мотарэ для атаки камня 2?



(Количество звездочек в заголовке указывает на уровень сложности материала. Одна звездочка соответствует начинающим, пять звездочек самый продвинутый уровень).



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика