Волшебная игра го

Июль 2000

Кубок JAL – Чемпионат Мира по Го среди любителей

В прошлом месяце в городе Сендай прошел 22й Чемпионат Мира по Го среди любителей, на котором собралось рекордное количество игроков. 56 любителей из такого же количества стран соревновались в турнире из восьми туров. Фаворитами были, как обычно, Япония, Северная Корея, Южная Корея и Китай. Известно, что Сакаи Хидэюки регулярно обыгрывает профессионалов средней силы и иногда вырывает победу у профессионалов 9-го дана, поэтому его восемь побед и первое место в турнире не были неожиданностью.

Ho Gil Pak из Северной Кореи и Mal-Eun Saem Hong из Южной Кореи заняли, соответственно второе и третье места с семью победами. Игроки, занявшие места с четвертого по восьмое имели по шесть побед. Четвертое место у 14-ти летнего Zhen Yu Zhou из Китая. Пятым стал Say Boon Ng из Сингапура, а почетное шестое место досталось игроку из Нидерландов Geert Groenen , лучший результат среди неазиатских игроков. За ним следуют David Schoffel из Германии и Ion Floresco из Румынии.

В целом уровень турнира сильно вырос. Нынешние сильнейшие игроки чемпионата могли бы дать один камень форы победителям турнира 10 летней давности.

Такэмия Масаки, главный судья, сказал, что как только европейские игроки научатся правильно выбирать направление игры, так они смогут пробиться в верхушку турнира.

Чувство направления

Это партия четвертого тура между Сакаи Хидэюки, представителя Японии и Zhen Yu Zhou из Китая. Последний играл черными камнями.

партия го

Д.1 (ходы 1-53). Я полагаю, большинство профессионалов подтвердят, что партия была решена ходами на этой диаграмме. 14-ти летний Zhou показал свою неосведомленность в фусэки (начальная стадия партии). Первая загвоздка в ходе 9, известном как косуми Сюсаку. Локально хороший ход, но в комбинации с 7 эта стратегия вызывает сомнения, из-за разделяющего вторжения 22, которое белые осуществили, дождавшись нужного момента.

R.1. Обычно играют клещи в районе 1. Если белые играют 2, то последовательность до 11 начинает борьбу. Что бы ни случилось, положение двух отмеченных камней делает борьбу выгодной для черных.

R.2. Есть и альтернатива. Если белые выберут старомодное косуми 2, то ход 3 будет как раз в точку. Ходы до 15 – джосэки, но снова отмеченные камни черных оказываются в правильном месте.

анализ го партии

R.3. Ход черных 11 в партии лучше было бы сделать в 1 на R.3. Черные защищают правый угол 3, создавая небольшое давление на белые камни на правой стороне. Это проявится позже, когда белые вторгнутся в область черных внизу. Ходы до 20 – только один из возможных примеров. Кстати, ходы 16 и 18 создали черным несколько стесненную позицию.

R.4. Когда белые вторгаются 1 (22 в партии), черные в первую очередь сыграют ёсумиру (пробный ход) 2. После ответа белых 3, черные могут играть 31-45, как на Д.1, что дает много территории, но болезненно в том случае, когда белые получают прочную позицию. В ответ на 4 ход 5 как раз то, что нужно. Теперь черные могут попытаться сыграть 6 и так далее, но после хода 27 возникают сомнения в правильности такого выбора. Белые могут сделать ход на левой стороне отхватывающий большой ломоть территории или «В», начинающий жестокую атаку.

анализ го партии

R.5. Нет гарантии того, что белые сыграют 7 на R.4. Ход белых 7 на R.5 хорошая альтернатива. Если черные будут сопротивляться, то обнаружат, что у них после хода 23 возникают проблемы.

Так что лучшее, что могут сделать черные это 27 и 29 на Д.1. Белые справедливо считают, что выиграли первую стычку.

В целом это означает, что конфигурация 7 и 9 не оптимальна.

анализ го партии

R.6. Здесь показана хорошая альтернатива ходам 31 и далее на Д.1. Раз уж черные сыграли 1, белые должны укрепиться 2, после чего ход 3 будет хорошим кикаси. Заметим, что теперь ход 5 необходим.

анализ го партии

R.7. Если черные переключаются на другую область доски, то белые немедленно атакуют 1-11. Ходы после 12 оптимальны и становятся возможны после того, как группа черных полностью изолирована. Белые получают территорию, одновременно атакуя черных, которые только защищаются. По этой причине, ходы подобные 1 стоят около 30 очков.

R.8. После хода черных 46 на Д.1 обычная идея ответов черных 2 и 4 состоит в создании белым переконцентрированной формы. Ход 5 – один из примеров того, что может произойти. В последовательности до 16 камни 13 и 15 оказываются слишком близко к отмеченным камням белых. Такая форма называется корикатачи или переконцентрация.

Эта партия иллюстрирует, какую важную роль в фусэки играет правильный выбор направление игры, если в го играют на высоком уровне.

refe8,9

R.9. Еще один возможный для белых вариант. После ходов 5 и 7 последовательность до 17 более или менее форсирована. И снова белые получают переконцентрированную позицию.

Естественно, что белые могут ответить на ходы черных 2 и 4 иначе, но в любом случае над ними всегда висит опасность создания переконцентрированной формы.

Я верю, что в отставании черных виноват ход 9. Черные хорошо продолжили эту партию, белые сделали несколько медленных ходов, что привело к тому, что белые выиграли только 3.5 очка.



 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика