Волшебная игра го

Го и культура

Шахматные фигуры это часть алфавита, которая формирует мысли, и эти мысли, хотя и наглядно демонстрируют план на доске, выражают свою абстрактную красоту, как поэма…
Я пришел к выводу, что художники не обязательно играют в шахматы, но все шахматисты являются художниками.

Marcel Duchamp (1887-1968), французский художник. Запись в книге Шахматной Ассоциации Штата Нью-Йорк, 30 августа 1952г.

На Западе всегда существовала внутренняя связь между шахматами и культурой. Хороший шахматист по определению культурная личность. Сильная игра в шахматы указывает на его социальный и интеллектуальный статус. Многие литературные произведения содержат сцены связанные с шахматами, например, проводят параллели между игрой и дипломатическими ходами в межгосударственных отношениях.

Аналогично, го можно обнаружить и в китайской литературе, где разбирается интеллектуальное и моральное значение игры. Вот такой эпизод записан ученым и политиком Tu Yu (222-284 годы нашей эры). Tu Yu, которого считали самым опытным игроком Китая своего времени и обвиняли в праздности, ответил: «Если я должен что-то объяснять, то свой труд на благо духовному обучению».

Форма служит результату

Перед открытием новой темы следует вернуться к материалам предыдущей статьи. Попробуем сделать это, разобрав решения задач 1-6.

S.1. Белые построили эффективную форму бамбук ходами 2 и 4. Ходы 6-12 форсирующие и готовят ход 14, который блокирует путь черных в центр, одновременно открывая пространство для движения белой группы. На S.1В показано, что будет, если чёрные игнорируют угрозу белых. Белые захватывают угол (который сам по себе стоит более 20 очков), а черные должны бороться, т.к. не легко захватить камни белых в центре.

решение го задачи

S.2. И снова белые строят соединение бамбук 4. И хотя черные получили сэнтэ для перехвата инициативы в центре, белые строят еще одну форму бамбук стандартной комбинацией 6, 8. После б.12 белые прочны в центре, а три камня черных остаются слабыми и обязательно встретятся с атакой. R.2. Если белые соединятся, то черные перехватят инициативу в центре, и вместо прочной позиции белые получат цепочку камней без глаз.

решение задачи

S.3. Последовательность до ч.7 – джосэки, стандартный обмен ходами в углу. Некоторые го игроки верят, что нужно заучивать джосэки так же как новые слова при изучении языка. Но я считаю, что понимание логики ходов это самый быстрый способ изучения го.

S.4А. Как мы говорили на прошлой неделе, если белые сыграют 1, то черные вынуждены защищаться ужасным, неэффективным способом. Некоторые игроки ходят «А», «В» или «С», считая, что такая игра эффективнее, но ч.1 это действительно единственный ход.

решение

S.4В. Для повышения качества позиции черные могут играть сначала играть 1 и 3, чтобы ход 5 выглядел естественнее. Эта техника, называемая индукцией, правильна, но не гарантирует того, что белые вяло последуют плану черных. Черным нужно, по крайней мере, иметь камень в правом нижнем углу, чтобы решиться на комбинацию 1-3.

решение 5A-5B

S.5А. Ход б.1 бьет в жизненно важную точку. Если черные строят пустой угол 2, то белые могут либо соединить свои камни ходом «А», или убежать «В», разрезая позицию белых.

S.5В. Если черные будут упираться, то заработают неприятности. На диаграмме приведен только один из примеров, показывающий как будут захвачены отмеченные камни. В других вариантах потери черных будут больше, чем потери белых.

S.6. И снова белые бьют в жизненно важную точку. Этот тип действия требует умения просчитывать варианты. Кажется сложным понять то, что происходит до хода 15, но решающим ходом будет ч.7, после которого остальные ходы очевидны. Обратите внимание на обмен 13 на 14. Черные вынуждены строить плохую форму, камень 8 теперь оказался ненужным. Ходом 15 белые получают гарантированную территорию в углу. Если белые лидируют или хотят играть агрессивнее, то можно играть и в «А».

решение 1-6

Мы изучили, что соединение бамбук на D.1 и форма на D.2 эффективны. Можно видоизменить их и получить форму на D.3. Эта форма обычно эффективнее, чем простой бамбук.

формы в го

Приведем еще несколько новых задач, которые помогут вам получить больше знаний о формах в го.

Задача 1. Если после хода ч.13 белые играют тэнуки (где-то в другом месте доски), то где находится жизненно важная точка, с которой черные могут начать атаку формы белых?

го

Задача 2. Куда нацелились белые, и как черным защититься от этой угрозы?

Задача 3. Белые ходят и строят хорошую форму.

Задача 4. Как играть белым, чтобы захватить группу черных?

 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика