Волшебная игра го

Основы стратегии го

Во время завоевания Перу в 1530-е годы конкистадоры Франциско Писарро смогли разгромить большую армию, имея всего 200 воинов. Это в значительной степени объясняется тем, что инки считали испанцев богами. Но воины Писарро имели ещё и оружие, стимул к победе и были обучены ведению войны. Стратегия го сильно связана с военной стратегией, но и тактические приёмы, такие как жертва, тоже применяются в го.

В современных приёмах ведения войны серьёзной проблемой для военачальника является логистика и коммуникации. Если подразделение может само поддерживать себя, то это значительно увеличивает его жизнеспособность. Тоже самое и в го, живая группа не будет обузой для других камней или групп, в то время как слабая группа может отобрать ресурсы у других своих групп, иногда до 20 очков.

Перед тем как заняться жизненно необходимой тактикой лучшим путём к победе будет эффективное обозначение ваших потенциальных территорий, созданием синергизма между камнями на доске. Другими словами, камни должны помогать друг другу и выполнять разнообразные функции.

Стратегия го

На Д.1 семь чёрных камней в углу окружили девять пунктов территории. У края доски чёрным для этого потребовалось 11 камней, а для охвата девяти пунктов в центре требуется 15 камней. Мы предполагаем все окружающие камни соединёнными в одну группу. Чтобы подчеркнуть идею, давайте взглянем на несколько живых групп. На Д.2 построены самые маленькие жизнеспособные окружённые группы, которые возможны в разных местах доски. Чёрные использовали только шесть камней в углу. А на стороне им потребовалось восемь камней, в то время как в центре уже нужно десять камней для построения живой группы минимального размера.

Стратегия го

Ясно, что при ограниченном количестве камней угол наиболее перспективен для получения территории. Следом идут стороны, и за ними центр. Это отражается в игре между профессионалами, особенно в старых партиях. Хорошей иллюстрацией будет партия, показанная на Д.3, которая была сыграна в 1951 году между Хасимото Утаро (Utaro Hashimoto) 9 дан (чёрные) и Сакато Эйо (Eio Sakata) 9 дан (белые). Первые шесть камней предъявляют права на четыре угла. Такие ходы как ч.1, 3 и белые 4, 6 называются симари (форма, закрывающая угол). Они считаются идеальными для обозначения границы территории в углу.

Симари чёрных в правом верхнем углу создаёт потенциал для 12 очков территории в углу и может быть некоторых очков снаружи. Иногда мы называем этот внешний потенциал «сферой влияния», и в зависимости от того, чьи камни находятся поблизости, величина этого влияния может возрастать или истощаться. Два эти чёрных камня вероятно «стоят» около 14-18 очков, что эквивалентно 7-9 очкам на каждый ход. Кажется, что симари белых в нижнем правом углу окружает даже больше территории, чем 15 очков, да и влияние вдоль стороны больше. Однако, так как камни расположены дальше друг от друга у них есть присущая такой форме слабость. От искусства игрока зависит правильный расчёт потенциальной территории, которая может быть преобразована в реальные очки.

Стратегия го Без объяснений понятно, что раз уж построение симари ценно, значит и предотвращение построения симари противником так же важно. Следовательно, для чёрных будет естественным играть 7 на Д.4

Как мы заметили ранее, сторона имеет следующий за углом приоритет. После построения симари белыми в нижнем правом углу ход б.8 выглядит безукоризненным. Это не только расширение от симари белых внизу, но и противопоставление влиянию чёрного симари сверху. Получается, что у хода 8 две задачи, а многоцелевые ходы обычно являются самыми лучшими ходами, так же как и сложными для поиска.

Ход ч.9 ещё один многоцелевой ход. Это и распространение от камня в левом нижнем углу, и протягивание руки помощи камню 7 наверху. Ход 9 тоже формирует симари, хотя такое симари не защищает от вторжения белых в точку 3-3. Так же он несёт некоторую угрозу одинокому камню белых 2 (на Д.3). Белые защищаются от этой потенциальной угрозы ходом 10, намечая границу наверху. Важный принцип го – высокая позиция (камни на четвёртой линии) позволяет легко выйти в центр, в то время как низкая позиция (на третьей линии) даёт базу, приводящую в идеале к построению глаз. Теоретически, камни на четвёртой линии позволяют получить больше территории, но у них нет базы, и вторжение противника пройдет легче. Тонкости «за и против» при выборе позиции по третьей или по четвёртой линии зависят от индивидуального стиля игроков. Профессионалы реализуют характерные для каждого идеи через подобные различия.

Продолжение этого фусэки (начальная стадия партии) мы рассмотрим в следующей статье.

Теперь посмотрим ответы на задачи предыдущего номера.

задачи го На Д.5 ход ч.1 отбирает предпоследнее дамэ белых, такое положение называется атари. Сопротивление б.2 бесполезно, т.к. чёрные пойдут 3. За ходом б.4 следует захват 5. Чёрные могут так же играть 1 на Д.6. Если белые попытаются убежать 2, то следует ход ч.3. Ходы белых «А» и «В» не увеличивают количество дамэ и чёрные могут ответить «С» или «D» соответственно. Самым сильным сопротивлением белых будет разрезание «Е». Но Чёрные закроют дамэ «А», нанося атари двум белым камням. Что бы ни делали белые, чёрные захватят два белых камня следующим ходом.

На Д.7 правильным ответом будет нанесение атари ч.1. Белые могут попытаться убежать, увеличивая количество дамэ до двух, но чёрные снова нанесут атари, уже двум камням. Белые снова пытаются уйти, но чёрные постоянно наносят атари тем же самым способом. Белые никогда не смогут увеличить количество дамэ, их будет не более двух, каждый раз чёрные будут наносить атари снова. В конце концов, все камни белых будут захвачены. Этот способ захвата называется ситё (лестница) и часто встречается даже в партиях профессионалов. Конечно же, на практике ситё не доигрывают до конца.

задачи го На Д.8 чёрные начинают с атари 1. Даже если белые уходят 2, то следует ход ч.3. Лучшее, что могут сделать белые это форсировать последовательность до ч.9, но при этом теряются белые камни.

На Д.9, чёрные сначала разрезают 1, нанося атари камню белых. Белые соединяются 2, а чёрные наносят ещё одно атари 3. Движение к первой линии не продуктивно, как было видно на Д.5. Следовательно, чёрные эффективно захватили белый камень.

Ход ч.1 на Д.10 – единственно правильный ход, разрушающий план белых по устроению защёлки, тактического приёма разобранного в предыдущем номере. Даже если белые продолжат 2, чёрные могут захватить два камня и построить два отдельных глаза, что обеспечивает жизнь.


 Роб ван Зайст


Яндекс.Метрика