Волшебная игра го

Легенды о возникновении го (2)

Возможно, что самая соблазнительная теория о возникновении го основана на древних астрономических теориях. Эта идея, вероятно, возникла вместе со звёздным кораблём династии Тань (Tang, около 700 года), который по времени совпадает с проникновением го в Японию. Эта теория в итоге получила имя «Классическое го», и была опубликована в Японии около 1050 года. Ниже я приведу первый параграф этой работы.

«Когда пересчитываются вещи, одно из них получает номер 1. Так и на доске го 360 пересечений плюс одно. Число один высшее и даёт начало всем остальным числам, потому что занимает первоначальную, основную позицию и управляет четырьмя четвертями доски. Разделение гобана на четверти символизирует четыре времени года. Семьдесят две точки края доски олицетворяют недели календаря. Баланс инь и янь моделируется равным количеством белых и чёрных камней».

Эта парадигма стала популярной в Японии благодаря пьесе Монзаемона Шикаматсу (Chikamatsu Monzaemon) The Battles of Coxinga, в которой расширены аналогии, и в центр добавлена Полярная звезда. Более того, девять точек доски го, называемые хоси (звезда), сравниваются с планетами, Солнцем и Луной.

В прошлый раз я упомянул идеи Петера Шотвелла, который полемизировал на тему возникновения го от земли, а не от неба.

Шотвелл указал, что многие проблемы звёздной теории возникают от того, что размеры всех древних досок го различны. До 700 года большинство гобанов имело размер 17х17 линий, в раскопках находили и доски размером 18х21. Так было до 700-х годов, когда был стандартизован размер 19х19.

Ещё одна проблема, указанная Шотвеллом, состоит в том, что камни для го, найденные в захоронениях были зелёными и красными, и никогда белыми и чёрными. К тому же и форма у них прямоугольная, а не круглая. Именно круглая форма характерна для представления небесных тел.

Согласно Шотвеллу, возникновение го лучше согласуется с контекстом китайской «науки» геомантии, носящей название фэн-шуй (ветер и вода), которая вмещает в себя всё что живёт, активные силы, цвета и формы всех вещей вокруг нас. Геомансеры фэн-шуя предполагают, что они в состоянии рассказать, как цы (энергия) может блокироваться или притягиваться, влиять, преломляться, захватываться и отражаться разными элементами ландшафта. Помимо положительной энергии существует и отрицательная энергия, и из такого анализа геомансеры могут указать на конкретные места с хорошим или плохим фэн-шуем.

Разнообразные термины, такие как хорошая форма, плохая форма, влияние, прочность, крепкая территория получают дополнительное значение при интерпретации геомансерами. Такой способ мышления больше подходит духу го, чем бесплодная стационарная картина звёзд и неуместное движение планет. игра го

До недавнего времени партия го в Китае начиналась не с пустой доски, а с позиции показанной на Д.1, где чёрные и белые камни располагались по диагонали в противоположных углах. Согласно Шотвеллу, причиной этому было установление фэн-шуя в партии.

В 11 веке, в Японии отбросили эту традицию и стали начинать партию го с пустой доски. Но даже в настоящее время следы фэн-шуй остались в ритуале совершения первого хода чёрных. Первый ход совершается в ближнем к противнику левом от него углу, и если это ход в точку 3-4, то он совершается как на Д.2, подальше от противника, устраивая фэн-шуй вдоль стороны ближней к противнику. Чрезвычайно редко можно встретить игрока, который не придерживается этого правила.

Ответ на задачи жизни и смерти

Го задачи
Го правила

В задаче 1 чёрные могут захватить камни белых. Сначала они должны играть 1 на Д.3, уменьшая глазное пространство белых. Потом ханэ 3 и оки 5. Теперь у белых не будет двух глаз, и их камни нежизнеспособны.

Можно подумать, что ход б.2 на Д.4 совершён в жизненно важную точку, но чёрные играют 3, а затем занимают действительно важную точку 5. Белые не могут построить два глаза.

Если чёрные начинают с хода 1 на Д.5, то белые живут, играя 2 и 4. После ч.5 возникает сэки. Теперь ни белые не могут захватить камни чёрных, ни чёрные не могут захватить белых. Значит, белые выжили.

Го задачи В задаче 2 чёрные должны захватить белых. На этот раз чёрные сначала должны сыграть внутри глазного пространства белых 1 на Д.6. Белые отвечают 2, чтобы предотвратить соединение, но следует ханэ чёрных 3. Если белые 4, то ч.5 и у белых нет двух глаз.

Если начать с ханэ 1 на Д.7, то белые занимают критическую точку 2. Если чёрные продолжают 3, то белые строят два глаза 4. Если чёрные вместо хода 3 играют в 4, то белые ходят в 3. Снова у них два глаза.

Матч на титул Хонинбо

Четвертая партия на титул Хонинбо между Тё Тикуном и Тё Сондзином была сыграна 10 и 11 июня 1999 года.

Тё Сондзин выиграл половину очка. Теперь счёт равный 2:2.


 Ричард Бозулич


Яндекс.Метрика